Что на самом деле стоит за запретом автомобилей с ДВС в Евросоюзе
18.07.2021 Автоновости
В середине июля Еврокомиссия предложила запретить производство автомобилей на традиционном топливе в Евросоюзе уже с 2035 года. То есть начать выпускать только электрокары. Оказалось, что не все страны ЕС согласны с этими планами и дело тут отнюдь не в экологии.
Сейчас в ЕС действует некий регламент (Regulation (EU) 2019/631), принятый 1 января 2020 года — в нём говорится о нормах выбросов CO2 для новых легковых автомобилей и фургонов. Если коротко, то документ устанавливает требования — насколько должны понизиться эти нормы к 2025-му и 2030-му годам.
В новом регламенте, который сейчас и вынесен на обсуждение, прописываются задачи на следующие пятилетки — к 2035-му году и дальше, аж до середины века. К 2050-м году, кстати, ЕС хочет стать полностью «климатически нейтральной» территорией. И даже больше — сделать к этому сроку Европу первым в мире климатически нейтральным континентом.
Поскольку такие цели выглядят излишне абстрактно сами по себе, а главное вообще не привязаны к людям, то в документах ЕС прописывает и сопутствующие задачи. Скажем, есть задача «усилить конкурентоспособность автомобильной промышленности ЕС и стимулировать занятость».
Так вот, как сообщают СМИ, не все европейские страны согласны с поставленными целями. Франция и Германия заявили, что отказаться от автомобилей с ДВС в 2035-му году для них практически нереально. Предлагается хотя бы оставить «гибриды», а полный отказ сдвинуть на 2040-й год.
Но вопрос тут не в экологии — в обеих странах заявляют, что следование таким задачам приведёт к массовой безработице, ведь «зелёная» автопромышленность требует гораздо меньше рабочих рук. Во Франции оценили разницу в 100 тыс. человек при том же объёме производства (если считать в количестве выпущенных экземпляров авто).
Вторая проблема — это инвестиции, которые требуются со стороны государства для «перехода к новому рынку». В той же Франции они оценены в 17,5 млрд евро. И что интересно — в теории на это могут пойти деньги самих автопроизводителей, поскольку вся эта новая система подразумевает не просто борьбу за экологию, а ещё и сбор денег.
А схема простая — власти ЕС устанавливают лимиты на выбросы, а автопроизводители, которые его превышают, платят штрафы. Всё это называется «Механизм стимулирования для автомобилей с нулевым и низким уровнем выбросов», который устанавливает некий объём «кредитов» для производителей — сколько CO2 могут сгенерировать их автомобили. С каждым годом выделяется всё меньше этих «кредитов», расход которых, к слову, считается «в общем», то есть в сумме на все зарегистрированные в течение года новые автомобили.
В теории можно выпустить пачку электрокаров (отсюда, очевидно, и фонтан анонсов планов по выпуску новых «электричек») и немного суровых дизельных вездеходов — и с точки зрения правил всё будет хорошо, если уложился в выделенный лимит.
А вот если не уложился — нужно платить штрафы. В теории же можно просто заложить эти штрафы в производственные расходы и выпускать автомобили с ДВС дальше. Да, они наверняка станут несколько дороже, но пока есть спрос — можно продолжать производство. И, как видим, никаких проблем с экологией, только плати.
Поэтому и спор о сроках перехода на «нулевые выбросы» выглядит как желание отодвинуть тот срок, когда придётся платить слишком большие штрафы. Никто не говорит, что борьба за экологию — это плохо, но по сути, как видим, эта борьба в ЕС превратилась в повод для дополнительного налогообложения, не более того.