Как Ford делал машину с двумя маленькими рулевыми колёсами
08.11.2021 Автоновости, Эксклюзивные авто / Ford
В 1965 году компания Ford показала свою версию руля — не в виде рулевого колеса, а в виде двух маленьких колёсиков. Сам новый руль чем-то был похож на штурвал самолёта, хотя работал совершенно по иному принципу. Даже сейчас она выглядит футуристичной, хотя сама идея, хоть и была подхвачена некоторыми автопроизводителями, в серию не пошла — хотя, говорят, в руководство Ford надеялось совершить революцию.
Новинка получила звучное и говорящее название Wrist-Twist — поворот запястья. Именно в этом была идея — крутить не «баранку» руками, а небольшой «бублик» (простите за натянутую метафору) буквально движениями запястий. Какие же плюсы видели разработчики за таким решением?
По сути Wrist-Twist должен были привлечь внимание водителей женского пола. Во-первых, сам штурвал сдвигался вверх-вниз (опускать надо было во время поездки), что при его размере позволяло женщинам без смущения и без особых проблем вставать с водительского сидения. Во-вторых, такое управление требовало меньше усилий — руки даже можно было запросто положить на подлокотники.
В-третьих, для водителей невысокого роста (это, конечно, могло касаться и мужчин) решалась проблема, когда рулевое колесо перекрывало обзор сквозь переднее стекло, а также доступнее для взгляда становились и приборы, размещённые на передней панели. Отмечалось также то, что кабина стала в целом более просторной.
«Колёсики» управления имели диаметр около 13 сантиметров (5 дюймов) — из расчёта удобного обхвата одной рукой. Видимо, для того, чтобы руки не скользили, была предусмотрена фиксации большого пальца, причём тестировалось несколько вариантов — с дыркой и со специальным углублением (см. фото ниже).
Вариант с дыркой кажется довольно опасным, ведь в случае неожиданной аварии запросто можно получить перелом пальца. Впрочем, как мы уже сказали, по итогу всё равно Wrist-Twist не пошёл в серию — но некоторые источники сообщают сейчас, что это случилось как раз из соображений безопасности.
Другая версия — получалось слишком дорого по сравнению с обычной «баранкой». Она, кстати, кажется даже более правдоподобной, поскольку есть информация, что в 1968 году система Wrist-Twist испытывалась на автомобилях полиции Вашингтона и Калифорнии, и даже получила хорошие отзывы — полицейские говорили о более хорошей манёвренности машин с таким управлением.
Самый же первый вопрос, который сейчас возникает у тех, кто видит фотографии автомобилей Mercury Park Lane (именно на них тестировалась новинка) — зачем, собственно, два колёсика? Речь, конечно, не идёт о двух приводах или чем-то таком — на самом деле оба маленьких руля с помощью приводных цепей были связаны с тем же валом рулевого управления.
То есть оба «бублика» работали одновременно и симметрично, повторяя движения друг друга. Управлять можно было в итоге одной рукой и одним «колёсиком» — тогда второе просто синхронно крутилось. Использование же двух «колёсиков» позволяло распределить усилия на две руки, не более того.