Лить или не лить, вот в чём вопрос: нужны ли присадки в топливо и масло
20.12.2021 Автоновости, Полезное
Сейчас на полках автомобильных магазинов, в ларьках авторынков и на просторах интернета можно найти огромное количество самых разных веществ, предназначенных для добавки в горючее и масло — так называемых присадок.
Как утверждают производители всей этой автохимии, она способна существенно упростить эксплуатацию автомобилей, а также продлить ресурс их моторов и трансмиссий.
По словам предпринимателей, присадки к горючему, например, способствуют очистке топливной системы, а также повышению октанового или цетанового числа и, соответственно, улучшению динамических характеристик машин.
Однако, как это всегда бывает, теория — одно, а практика — совсем другое. Зачастую неправильный подбор присадок или их неаккуратное использование могут вызвать серьёзные неисправности основных узлов и агрегатов автомобиля — такие, которые потребуют даже не их ремонта, а полной замены.
Закоксованная из-за неправильного применения присадок головка блока цилиндров
В одной из прошлых статей мы обещали рассказать о различных присадках для горюче-смазочных материалов. Сегодня это неспешное повествование и начнётся — как и планировалось, с присадок для дизельного топлива или, проще говоря, солярки.
Но сначала следует упомянуть об одном важном моменте: если ваш автомобиль — неважно, дизельный он или бензиновый — находится на заводской гарантии, никаких присадок в топливо и масло добавлять ни в коем случае нельзя, тем более, если это прямо запрещено заводом-изготовителем.
Дело тут вот в чём: при поломке двигателя или трансмиссии машины официальный дилер, который обслуживает её по гарантии, обязательно отправит образцы масла и топлива на анализ.
Если последний покажет наличие в ГСМ посторонних примесей, да ещё и запрещённых изготовившей машину фирмой — о гарантийных льготах на обслуживание и ремонт придётся забыть.
А вот в автомобилях, срок заводской гарантии которых уже завершился, использовать присадки уже не возбраняется. Поэтому заливать продукцию современной химической промышленности в топливные баки и картеры вполне можно — если, конечно, в этом есть необходимость.
Но вернёмся к присадкам, предназначенным для дизельных автомобилей. Присадки для солярки можно условно разделить на 2 категории — «регулярные» и «аварийные».
Первые из них — препараты, которые водители постоянно добавляют в топливо. К таким присадкам можно отнести те, которые очищают топливную систему, увеличивают ресурс двигателя и защищают его от коррозии, а также улучшают характеристики солярки.
«Аварийные» присадки разово применяются в том случае, если в баке машины оказалось не соответствующее сезону или низкокачественное топливо.
К ним относятся антигели, речь о которых пойдёт ниже, цетан-корректоры, смазывающие присадки, а также препараты, объединяющие в себе свойства сразу нескольких присадок.
Почему мы решили начать именно с присадок-антигелей? Причина одна — недобросовестность продавцов солярки, которые частенько стараются «впарить» водителям поздней осенью и в начале зимы остатки нераспроданного летнего топлива.
А ведь ночные заморозки — не редкость уже в конце осени. Если они случатся и будут при этом весьма значительными — дизельный автомобиль с летней соляркой в баке попросту не заведётся. Поэтому, если вы не уверены в том, что заправили именно зимнюю солярку — лучше «сдобрить» её порцией какого-нибудь антигеля.
В правом стакане - летняя солярка, превратившаяся на морозе в гель
Итак, что представляют собой присадки-антигели? Как известно, мороз — враг № 1 для дизельного топлива. В солярке содержатся парафины, которые под воздействием отрицательной температуры воздуха кристаллизуются и забивают топливные фильтры, а также оседают в полостях топливной системы (мы об этом неприятном явлении уже рассказывали, но напомнить не помешает).
Проблему кристаллизации и оседания парафинов отчасти решают фильтры-сепараторы с функцией подогрева горючего. Но они устанавливаются не на все модели дизельных машин, а приобретать и устанавливать их — очень дорого.
Фильтр-сепаратор с подогревом топлива
Поэтому присадка-антигель остаётся самым доступным способом избавиться от парафиновых отложений. Каждый такой химикат по отношению к солярке обладает депрессорно-диспергирующими свойствами.
Разумеется, школьный и вузовский курсы химии здесь не к месту — подробно рассказывать об этих свойствах и веществах, за счёт использования которых они проявляются, мы не будем.
Отметим только, что содержащиеся в антигелях депрессорные вещества понижают температурный порог, после которого в топливе начинают образовываться кристаллы парафинов.
Белый осадок в солярке - парафины, загустевшие от низкой температуры
Кроме того, депрессорные вещества улучшают все температурные характеристики солярки: температуры помутнения (Тп), температуры фильтруемости (Тф) и температуры застывания (Тз).
Их показатели для летнего дизельного топлива: -5 градусов по Цельсию, -7 и -10 градусов соответственно. Критерии для зимней солярки: -35 (Тп), -40 (Тф) и -45 (Тз) градусов, а для арктической они составляют -42, -50 и от 52 до 55 градусов ниже нуля.
Напомним, что Тп показывает именно ту температуру, когда солярка мутнеет и в ней начинают появляться кристаллы парафина.
Тф — такая температура воздуха (при которой дизельное топливо застывает настолько, что уже не может не прокачиваться через топливную систему. Двигатель при этом уже не в состоянии завестись.
Наконец, Тз — это та температура, при которой солярка превращается в очень густой гель, практически не обладающий текучестью. Понятно, что при этом не стоит даже пытаться запустить мотор.
Схема процесса дисперсии вещества
Депрессорные вещества в присадках-антигелях дополняют диспергирующие или эмульгирующие компоненты. Их задача в присадке-антигеле — растворять образующиеся в топливе, загустевающем на морозе, твёрдые частицы парафинов, не давая им выпасть в осадок.
Столь полезные автохимикаты можно применять как при несвоевременной заливке летней солярки (что для российских владельцев дизельных машин является самой распространённой бедой), так и в тех случаях, когда автомобиль был заправлен зимним топливом вместо арктического.
При этом нельзя допускать никакой «самодеятельности»! Добавлять присадки-антигели в солярку следует только в соответствии с инструкциями их изготовителей.
Кроме того, при всех манипуляциях с топливным баком и флаконом присадки необходимо соблюдать меры предосторожности, которые изготовителями тоже указаны.
Например, при работе с любыми присадками, как и при использовании любой автохимии, обязательно нужно пользоваться средствами защиты: маской, перчатками и очками. Дело в том, что в состав большинства присадок входят очень вредные для человека органические и неорганические соединения.
Напоследок упомянем о том, как правильно выбирать присадку-антигель. Конечно, названий конкретных фирм-изготовителей таких веществ мы приводить не будем, чтобы избежать обвинений в скрытой рекламе — отметим только, что покупать следует те присадки, которые уже давно известны в водительской среде и имеют хорошие отзывы.
В первую очередь, это касается продукции именитых фирм, названия которых давно на слуху у автомобилистов. Приобретать же на рынке китайский «ноунейм» по копеечной цене однозначно не стоит — неизвестно, что содержится в такой присадке и работает ли она вообще.
Причём, это касается не только присадок-антигелей, но и других видов подобной автохимии, например, цетан-корректоров, о которых мы расскажем в ближайшее время.