Сохранится ли в нынешнем году дефицит автомобилей?
10.01.2022 Автоновости, Статистика / Москва, Санкт-Петербург
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в беседе с журналистами издания «России 24» дал прогноз по поводу того, сохранится ли дефицит автомобилей в нашей стране.
Глава Минпромторга пояснил, что нехватка товарных автомобилей в салонах дилеров всего мира сохранится, как минимум, до нынешнего лета. Её причиной станут те же сложности с производством микрочипов, которые портили жизнь автопроизводителям в 2020–2021 гг.
Кроме того, нехватка микрочипов уже вызвала рост стоимости автомобильной электроники, который происходит почти ежемесячно. А увеличивающийся во всём мире спрос на автомобили уже привёл к нехватке морских контейнеров для их транспортировки.
Все эти проблемы негативно повлияли на автомобильный рынок России. Например, как отметил Денис Мантуров, в течение прошлого года автомобили отечественного производства выросли в цене, в среднем, на 5–8% по отношению к 2020 г., а иномарки подорожали сразу на 20%.
Впрочем, специалисты аналитического агентства «Автостат» сообщили совершенно другие цифры. Согласно данным экспертов, усреднённый ценник на новые легковые машины за минувший год увеличился, по сравнению с 2020 г., на 23%, перешагнув отметку в 2 000 000 руб.
Кстати, несмотря на дефицит, с января по ноябрь 2021 г. в России было продано 1 439 045 новых легковых автомобилей и LCV. Это на 6,9% выше, чем годом ранее.
Лидером по росту продаж среди марок стала китайская фирма Haval: за 11 месяцев прошлого года было реализовано 34 765 её машин, что сразу на 134% больше, чем за аналогичный период 2020 г.
То, что дефицит новых автомобилей никуда не денется до лета, подтвердили аналитики группы компаний «Прагматика» из Санкт-Петербурга, управляющей десятком дилерских центров.
Они прогнозируют, в частности, что в течение первых 2-х кварталов нынешнего года дефицит новых машин продолжится из-за увеличения цен на автокомпоненты, введения новых ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции и соответствующих изменений в режиме работы дилерских центров, а также из-за отсутствия государственных программ поддержки российского авторынка.
В 3-м и 4-м кварталах 2022 г. возможно улучшение ситуации на автозаводах – производители микроэлектроники уже сейчас изо всех сил наращивают объёмы её выпуска. От властей же дилеры ждут введения мер государственной поддержки - например, субсидирования процентной ставки по автокредитованию.
Всё это, по мнению аналитиков, приведёт к тому, что дефицит новых автомобилей во 2-й половине нынешнего года будет, по крайней мере, сведён к минимуму.
Кроме того, эксперты ГК «Прагматика» предполагают, что в текущем году существенно изменится и сам авторынок России. Во-первых, серьёзно вырастут объёмы онлайн-продаж машин, что связан с продолжающейся пандемией коронавирусной пневмонии.
Второе важное изменение – значительное увеличение спроса на автомобили с пробегом, вызванное непрерывным повышением цен на новые машины. Сейчас это направление может стать основным для очень многих дилеров.