Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем?
26.02.2022 Автоновости / Москва, Тольятти / Lada (ВАЗ), Renault
События, начавшиеся 22 февраля нынешнего года, могут повлечь за собой глобальные последствия, причём, не самые приятные. И коснутся они всей мировой экономики, включая автомобильную промышленность.
Риторические вопросы типа «Кто виноват?» и «Что делать?» мы здесь рассматривать не будем — для этого существует множество посвящённых политике сайтов, форумов и групп в социальных сетях. А вот то, чем это обернётся для автомобильного рынка нашей страны, обсудить стоит.
Начнём с того, что многие зарубежные автопроизводители уже готовятся к новому кризису, который обещает быть потяжелее того, который был вызван тотальным дефицитом микрочипов для автомобильной электроники.
Дело в тех санкциях, которые США и страны Евросоюза ввели против России по поводу ситуации с Украиной. Что бы не происходило, но наша страна, всё-таки, является частью мирового сообщества, причём, весьма значительной. И то, что происходит с этой частью, непременно отразится и на всём сообществе в целом.
Итак, чем обернутся для мировой экономики вообще и автопрома в частности введённые против России санкции, рассмотрели аналитики известного американского телеканала NBC News. Они напомнили, в частности, что наша страна — один из крупнейших в мире на сегодня поставщиков никеля и палладия.
Без этих металлов эффективную работу современного автопрома представить очень сложно. Например, никель — один из важнейших компонентов литий-ионных аккумуляторных батарей, а палладий входит в состав каталитических нейтрализаторов, без которых автомобили с ДВС сейчас не выпускаются.
По поводу этого драгоценного металла уже высказался главный эксперт по автомобильной промышленности аналитического агентства Guidehouse Insights Сэм Абуэльсамид.
Он дал неутешительный прогноз: если власти России введут ответные санкции, из-за которых прервутся поставки палладия на международный рынок, то автопроизводителям придётся либо срочно искать новых поставщиков, либо вообще отказаться от производства машин с ДВС.
Конечно, можно выпускать бензиновые и дизельные автомобили без каталитических нейтрализаторов — это даже существенно снизит цены, так как, кроме палладия, в этих агрегатах используются платина и некоторые другие редкоземельные элементы.
Но это неблагоприятно отразится на экологической обстановке (не зря же разработаны нормы «Евро-6»), что, в свою очередь, приведёт к массовым протестам, которые будут организованы «зелёными» разных оттенков, имеющими нынче большой политический вес за рубежом. А как протестуют нынешние «леваки», Запад прекрасно знает по не так давно прошедшим в США «гастролям» активистов движения BLM.
Конечно, Россия — не единственный в мире поставщик палладия: этот драгоценный металл также добывают в ЮАР и Зимбабве. Но, в свете последних событий, цена на него резко выросла: если в декабре 2021 г. унция (28,35 г.) палладия стоила 1 600 долларов США, то 23 февраля этого года её цена подскочила до 2 400 долларов.
Конечно, в отдельном взятом каталитическом нейтрализаторе палладия содержится совсем немного. Но этого ничтожного количества хватит для того, чтобы стоимость нового автомобиля уже в этом году выросла, в среднем, на 200 долларов.
Ещё один удар, и весьма тяжёлый, введённые Западом санкции могут нанести иностранным производителям различных комплектующих для автомобилей. Разумеется, от этого также пострадают отечественные и расположенные в России зарубежные автозаводы — например, те, что принадлежат концернам Volkswagen Group AG и Stellantis (в последний также входит альянс PSA).
Дело в том, что порядка 25% используемых ими узлов, агрегатов и отдельных деталей поставляется в нашу страну из-за рубежа. Понятно, что прекращение такого импорта вызовет колоссальные убытки у всех автомобильных предприятий, работающих в России.
Более того, связанные с этим неприятности уже начались: стало известно, что последний день нынешней зимы, 28 февраля, станет самым настоящим «чёрным понедельником» для «АвтоВАЗа» и расположенного в Москве российского завода фирмы Renault. Послезавтра оба эти предприятия приостанавливают производство машин, причём, Волжский автозавод — только на своём головном заводе в Тольятти, но полностью.
Причин у этого неприятного события две: не думающий прекращаться дефицит компонентов для автомобильной электроники, а также возникший из-за развития событий в конфликте с Украиной разрыв логистических цепочек, исправно работавших до недавнего времени.
Пресс-службы обоих автопроизводителей пока не называют никаких, даже приблизительных сроков возобновления работы конвейеров. По поводу расположенного в столице России завода Renault известно только, что с 28 февраля его сотрудников отправят в незапланированный отпуск, продолжительность и условия оплаты которого не называются.
«АвтоВАЗ» настроен оптимистичнее — его пресс-служба сообщила, что работа дневных и ночных смен на заводе в Тольятти может быть отменена 3 и 4 марта, а затем его конвейеры, вполне возможно, заработают вновь.
Надежда на скорое возобновление производства у руководства Волжского автозавода имеется потому, что оно заранее приняло некоторые меры, призванные, в частности, практически избавиться от нехватки электронных комплектующих.
Но тут не обойдётся и без «ложки дёгтя» — о ней и о том, как в Тольятти будут воевать с дефицитом, а также обо всём, что происходит и будет происходить с автопромом и авторынком России, мы расскажем завтра и в последующие дни.