Мировой автопром и Россия: что уже случилось и чего ждать в будущем? (окончание)
01.03.2022 Автоновости / Калуга, Санкт-Петербург / Changan, Geely, Hyundai, Isuzu, JAC, Mitsubishi, Subaru
Авторынок нашей страны продолжает лихорадить из-за событий, начавшихся 22 февраля. Мы стараемся оперативно отслеживать новости, которые, к сожалению, порой напоминают сводки с поля боя.
Вчера мы обещали, что расскажем о том, как реагируют на происходящее азиатские игроки автомобильного рынка нашей страны, и уже сообщили о задержке поставок автомобилей Chery, которая, впрочем, связана не с самими санкциями, а с вызванным ими падением курса российской валюты. Увы, но это — не единственная на сегодня плохая новость.
Во-первых, японская фирма Mitsubishi Motors сообщила о том, что планирует приостановить выпуск и продажу своих автомобилей в России. Причина — введённые в отношении нашей страны санкции могут стать причиной сбоев в логистической цепочке поставок. Следует отметить, что этот автопроизводитель сообщил о вероятной приостановке сотрудничества с Россией первым из франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
Сейчас в нашей стране работает 141 дилер Mitsubishi. Российским автомобилистам предлагаются паркетники ASX, Eclipse Cross и Outlander, пикап L200 и рамный внедорожник Pajero Sport. Сборка кроссоверов Mitsubishi Outlander и внедорожников Mitsubishi Pajero Sport проводится на калужском заводе «ПСМА Рус».
А южнокорейский концерн Hyundai Motor Group сообщил о временной остановке своего российского завода, расположенного в Санкт-Петербурге. Конвейеры предприятия будут стоять с 1 по 9 марта из-за набившего всем оскомину дефицита электронных компонентов, а также из-за возникших в результате санкций проблем с логистикой при их доставке.
Впрочем, пресс-центр российского представительства Hyundai Motor Group поспешил успокоить автомобильную общественность нашей страны, отметив, что завод в Северной Пальмире периодически испытывает сложности из-за заминок в поставках электронных комплектующих на протяжении последних полутора лет.
Причём, проблема с электроникой может только усилиться. Дело в том, что немецкая фирма Bosch заявила об отказе от поставок автомобильной электроники в Россию. Причины отказа — резкое падение курса рубля, перебои с поставками, а также неопределённые перспективы ведения бизнеса в России.
По неофициальным сообщениям с ряда российских автозаводов, запаса уже ввезённых в нашу страну электронных комплектующих хватит на пару недель. Затем же россиянам придётся столкнуться с дефицитом.
Если в течение этого короткого времени не удастся найти других производителей микроэлектроники, готовых поставлять свою продукцию в нужном объёме, то уже в марте могут остановиться конвейере практически всех автозаводов, работающих в нашей стране.
А это означает, что сотни тысяч людей, работающих в российской автомобильной индустрии — рабочие и служащие заводов, а также сотрудники дилерских центров — могут в одночасье остаться без работы на неопределённое время. Соответственно, им придётся искать средства к существованию другими способами.
Но вернёмся к действующим на авторынке нашей страны игрокам из Азии. Российское представительство Isuzu неофициально сообщило, что ожидает решений руководства фирмы, которые будут приняты в период до 11 марта. Пока же автомобили Isuzu продаются и обслуживаются в соответствии с заранее утверждёнными планами.
В представительстве Subaru тоже сообщили, что пока всё идет по плану — до дальнейших распоряжений руководства, которые будут отданы в ближайшие дни. Запаса товарных автомобилей у дилеров Subaru хватит на 2 месяца.
А вот с доставкой машин фирмы в Россию могут возникнуть сбои, но только на морском отрезке пути из Японии до Владивостока — дальше автомобили развозят по салонам дилеров поездами и автовозами. Негативное влияние может оказать и нестабильный курс рубля.
Причина тут такая: российское представительство Subaru оплачивает поставки автомобилей в нашу страну в долларах, причём, по весьма интересной схеме: владеющая частью акций Subaru логистическая компания Sojitz выкупает машины у завода с предоплатой в 100%, затем поставляет их российскому представительству по консигнации — фактически, кредитуя его.
В свою очередь, российское представительство Subaru также по консигнации передаёт ввезённые машины дилерам. Если какой-либо из них не продал поставленные ему автомобили, то он обязан через 120 дней выплатить по контракту их полную стоимость. Понятно, что такая замысловатая схема обязательно будет давать сбои при сегодняшней неразберихе.
Автопроизводители из Поднебесной настроены более оптимистично, что вполне понятно, учитывая их нахрапистость на международном авторынке. Отказываться от лишнего вока рисовой лапши с порцией утки по-пекински эти ребята явно не собираются.
Хотя от официальных комментариев большинство из них пока воздерживается (что поделать: «Восток — дело тонкое»), однако, кое-какие заявления в кулуарной обстановке уже сделаны. Например, пожелавший остаться инкогнито сотрудник российского представительства фирмы JAC Motors сообщил, что там ждут дальнейшего развития ситуации.
При этом он отметил, что основная масса автомобилей марки JAC поставляются в Россию из Казахстана — со сборочного завода «СарыаркаАвтоПром». Соответственно, каких-либо существенных проблем по линии санкций, а также затруднений в логистике возникнуть не должно.
С продажами автомобилей фирмы Changan Automobile Group в нашей стране всё ещё интереснее: оказывается, её российское представительство расплачивается со штаб-квартирой юанями! То есть, вся выручка в рублях немедленно переводится в китайскую валюту и отсылается в Поднебесную, которая сейчас явно не собирается присоединяться к санкциям.
Но небольшой логистический риск имеет место быть: часть автомобилей Changan ввозится в Россию через порт Новороссийска, а Турция может закрыть проливы Босфор и Дарданеллы. Но основная масса машин фирмы поставляется в Санкт-Петербург, затем развозится по дилерским салонам автовозами.
То есть, Changan совершенно не тратится на железнодорожные перевозки и не зависит от проблем с контейнерами. Это, кстати, может стать хорошим поводом для того, чтобы не слишком «утяжелять» ценники — автомобили этой китайской фирмы, конечно, тоже подорожают, но только исключительно из-за снижения курса рубля.
Наконец, в российском представительстве Geely сообщили (тоже неофициально), что его сотрудники внимательно следят за постоянно меняющимся курсом рубля. Руководство фирмы пока не прислало никаких сообщений об изменениях условий работы.
Когда этот текст готовился к публикации, появилось и официальное сообщение от пресс-службы российского представительства Geely. В нём, в частности, говорится, что отгрузка уже оплаченных автомобилей идёт в плановом режиме — исходя из доступных логистических возможностей.
Однако, выставление новых счетов временно приостановлено — исключительно для оценки возможных последствий резкого изменения курса рубля. В то же время, в заявлении пресс-службы указывается, что в нынешнем году запланирован рост поставок автомобилей Geely в Россию, и фирма не собирается от этого отказываться.
Одним словом, большинство автопроизводителей из Азии с конфуцианской невозмутимостью следит за тем, что происходит на российском авторынке, при этом, явно собираясь увеличить свои доли на нём.
Мы же следим за их реакцией на события, а также вообще за всем, что происходит в автомобильном бизнесе нашей страны. Очередная порция свежей информации от нас поступит завтра.