Авторынок России — настоящее и будущее
04.03.2022 Автоновости / Ижевск, Калининград, Калуга, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Тольятти / Hyundai, JAC, Kia, Lada (ВАЗ), Mitsubishi, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ
Похоже на то, что лихорадка, царившая на автомобильном рынке нашей страны в последние несколько дней, начинает потихоньку понижать градус. Кто хотел уйти — тот ушёл, но ведь, как говорится, «свято место пусто не бывает».
Таких пустых мест сейчас очень много: объём выпуска в России легковых автомобилей и LCV с 24 февраля по нынешнее число снизился на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Кстати, в течение прошлого года в нашей стране было продано 1 670 000 легковушек и LCV, 1 390 000 (83%) из которых сошли с конвейеров автозаводов, расположенных в России.
А ведь суммарный объём их производственных мощностей позволяет ежегодно выпускать примерно 2 700 000 легковых автомобилей всех классов и LCV. Но в прошлом году такого показателя достичь не удалось из-за глобального дефицита микрочипов, необходимых для автомобильной электроники.
Сейчас в России работают следующие заводы, выпускающие легковые автомобили и LCV: «АвтоВАЗ» (действуют оба завода — в Тольятти и Ижевске), УАЗ, ГАЗ, «ПСМА Рус» (там по-прежнему идёт сборка автомобилей концерна Stellantis и Mitsubishi), калининградский «Автотор», на конвейерах которого остались KIA и Hyundai, расположенный в Санкт-Петербурге завод Nissan и завод Haval под Тулой, а также предприятия «Мазда Соллерс» и Isuzu.
Кстати, недавно мы сообщили о том, что некоторые из японских фирм прекратили совю работу в нашей стране. Но это не коснулось Nissan, а также Mitsubishi — пресс-служба российского представительства этого автопроизводителя сообщила, что отгрузка машин дилерам и сервисное обслуживание ведутся в обычном режиме.
А вот число дилерских центров этой фирмы в России существенно сократилось — со 141 до 111. Пресс-служба прокомментировала это так: каждый дилер — независимое юридическое лицо, происходящие в его коллективе процессы представительство Mitsubishi не регулирует. Соответственно, решения о порядке своей деятельности все дилеры принимают самостоятельно.
Но вернёмся к образовавшимся на российском авторынке пустым местам и подумаем над тем, кто их может занять. Для этого придётся рассмотреть некоторые вопросы международной политики — нам не хотелось бы, конечно, поднимать такую скользкую тему, но этого не избежать.
Сделаем мы это в соответствии со спецификой нашего сайта: посмотрим, какие из обладающих развитой автомобильной промышленностью стран не присоединились к санкциям, введённым в отношении России Евросоюзом и США. Заодно, подумаем над тем, какие из этих государств способны «заткнуть дыры», образовавшиеся на авторынке нашей страны.
Начнём с Индии. Практически с самого момента своего образования эта страна находится в дружественных отношениях сначала с СССР, а потом — с РФ. Продолжаются они и сейчас — Индия решительно отказалась поддержать введённые Западом санкции, а её официальные представители воздержались при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, в которой предлагалось осудить действия России на Украине.
Это привело к трагическим последствиям: как сообщило информационное агентство New Indian Express, несколько учившихся в украинских вузах индийских студентов обоего пола при попытке покинуть страну были жестоко избиты служащими ВСУ.
Ещё — в украинском городе Сумы вооружённые люди в военной форме обстреляли студенческое общежитие на улице Харьковской. Ранено 5 студентов из Индии, судьба ещё 11 неизвестна до сих пор (надеемся, что с ними всё в порядке). Нападения на индийских граждан были также зафиксированы во Львове и Харькове.
Это быстро стало достоянием общественности, но Запад сделал вид, что ничего не происходит, а власти России и Индии уже обсудили организацию срочной эвакуации индийских студентов из Харькова через гуманитарный коридор. Понятно, на чьей стороне после всего этого останется Индия.
Перенесёмся в южную часть Западного полушария, где расположена Бразилия. В этой стране есть не только кофе, горячие мулатки, танцующие на карнавалах зажигательную самбу, а также «много диких обезьян», но и развитый автопром, выпускающий разнообразную технику огромными тиражами.
Так вот, президент Бразилии Жаир Болсонару недвусмысленно отказался присоединяться к санкциям и заявил о нейтралитете возглавляемой им латиноамериканской страны. При этом, по его словам, Бразилия, хотя и не приняла чью-либо сторону, но готова оказывать помощь любого рода всем пострадавшим в конфликте.
Не поддержала санкции в отношении России и Южная Корея. Министр торговли этой страны Ё Хан Гу даже совершил официальный визит в США, чтобы договориться об этом. Обойтись без этого было невозможно: дело в том, что США ввели в отношении России так называемое «Правило прямого иностранного продукта» (FDPR).
Согласно этому правилу, третьи страны, использующие американские технологии, должны получать лицензию правительства США перед экспортом в Россию продукции, при изготовлении которой эти технологии были использованы (либо они в ней содержатся). А промышленность Южной Кореи и США сотрудничает очень активно.
В итоге южнокорейский государственный деятель договорился о том, что его страна может экспортировать в Россию автомобили, смартфоны и различную электротехнику бытового назначения. Но есть одно условие: эти товары не должны использоваться российскими военными.
Наконец, категорически отказался присоединиться к санкциям Китай. Поднебесная намерена продолжать сотрудничество с Россией, а в её министерстве иностранных дел заявили, что страна выступает «решительно против любых незаконных односторонних санкций» против России.
Кроме того, крупный государственный чиновник, руководитель Комитета по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC) Го Шуцин, официально заявил: «В особенности мы не одобряем санкции, инициированные в одностороннем порядке, потому что они неэффективны и имеют слишком мало правовых оснований».
Всё это — прямой намёк на грядущие изменения российского авторынка. Очень вероятно, что вскоре одним из его основных игроков станет автопром Китая, бодро производящий огромное количество самой разной техники, при этом, зачастую превосходящей ту, что выпускают российские заводы.
Похоже, что это уже поняли руководители КамАЗа — недаром же этот автогигант недавно начал производство грузовиков семейства «Компас», представляющих собой доработанные модели китайской фирмы JAC.
Да и прекращение сотрудничества с Daimler Truck для КамАЗа не станет фатальным: немцев вполне могут заменить китайские марки, выпускающие аналогичные автомобили — например, FAW или Shacman.
Тяжёлые грузовики из Поднебесной также могут занять место прекративших поставки в Россию шведов — Scania и Volvo, а вытеснить их с этого места будет очень непросто.
Более того, китайские автомобили могут занять освободившиеся производственные мощности российских автозаводов — фирма Chery, к примеру, давно планирует наладить выпуск своих машин в нашей стране. Это подтверждает целый ряд факторов, которые мы рассмотрим в следующий раз.