Авторынок России и автопром Китая: какими будут их отношения?

Авторынок России и автопром Китая: какими будут их отношения?

06.03.2022 Автоновости, Статистика / Калуга, Нижний Новгород, Тула / Changan, Chery, Exeed, FAW, Geely, Haval, Volkswagen

Как известно, целый ряд иностранных автопроизводителей прекратил сотрудничество с нашей страной в связи с введёнными в отношении неё санкциями. Среди них — все американские, большинство европейских и некоторые азиатские фирмы.

Следует отметить, что при этом никто из них не сообщил об окончательном прекращении работы в России. В заявлениях всех фирм фигурируют формулировки «Временное прекращение» или «Временная остановка совместной работы». Никто не сжигает все мосты — очевидно, что через какое-то время взявшие тайм-аут автопроизводители решат вновь возобновить свой бизнес в нашей стране.

Но вот найдётся ли для них место на российском авторынке? В последнее время стремительно набирает силы грозный конкурент западных фирм, отчасти выращенный ими же самими — автопром Китая. Сейчас он уже активно проникает на мировой автомобильный рынок — особенно в сегменте электромобилей — и уж точно не пройдёт мимо пустующих мест, тем более, обещающих большую прибыль.

китай 2

Все предпосылки для этого есть: например, в прошлом году российские продажи автомобилей из Поднебесной выросли в 2 раза по сравнению с 2020 г. — их было реализовано более 116 000 единиц. Абсолютным лидером стала дочерняя фирма концерна Great Wall — Haval: в 2021 г. в нашей стране было продано 39 126 её машин.

2 место заняла давно присутствующая на российском рынке фирма Chery, автомобили которой в прошлом году разошлись тиражом в 37 118 экземпляров, а «бронзовый» результат показали машины Geely — за отчётный период их было реализовано 24 587 единиц.

китай 3

Почётное 4 место заняли хорошо известные нашим автомобилистам переднеприводные паркетники Changan — в 2021 г. их было продано 5 705, а замыкают пятёрку лидеров недавно организованное премиум-отделение фирмы Chery, выпускающее кроссоверы под маркой Exeed (в России — Chery/Exeed). В течение прошлого года в нашей стране нашло своих покупателей 3 756 автомобилей этой марки.

Мало того, что минувший год оказался особенно успешным для паркетников Haval, сборка которых, кстати, проводится на российском заводе фирмы, расположенном в индустриальном парке «Есипово» недалеко от Тулы — вообще, прогресс этой марки очень впечатляет. Если в дебютном для неё 2017 г. в России было продано около 1 000 машин, то в 2018 г. — уже 3 000.

китай 4

За 2019 г. паркетники Haval разошлись в нашей стране тиражом в 12 000 экземпляров, а в 2020 г. их было продано 17 000. А по итогам 2021 г. Haval стал самым популярным в России китайским автопроизводителем, а также занял 9 место в общем рейтинге самых востребованных в нашей стране марок. И это при том, что он выпускает только кроссоверы стоимостью от 1 450 000 руб.

Хорошую позицию занимает и один из китайских старожилов автомобильного рынка России, по итогам года занявший на нём 10 место — фирма Chery. Её прежние модели — кошмарный Chery Amulet, странная Chery Fora и неплохая, но насквозь вторичная городская малолитражка Chery QQ — давно канули в Лету, а вот кроссоверы Chery Tiggo из полулегальных и неважнецких копий Toyota RAV4 прежних поколений быстро проэволюционировали в очень недурные автомобили, а их улучшенные варианты под маркой Exeed и вовсе претендуют на премиум-класс.

китай 5

Очень бодро идут дела в России и у фирмы Geely, которая очень кстати для себя прикупила Volvo. Кроссоверы Geely Coolray, Geely Atlas и модный купеобразный паркетник Geely Tugella пользуются постоянно возрастающим спросом: например, в 2021 г. объём продаж автомобилей этой марки увеличился в 1,6 раза. Это — значительный прогресс, особенно, на авторынке, застывшем из-за пандемии коронавирусной пневмонии и глобального дефицита микрочипов.

Кстати, западные автопроизводители могут внести свою лепту в завоевание автомобильного рынка нашей страны фирмами из Китая не только прекращением своей работы в России. Важную роль в этом процессе могут сыграть совместные предприятия, организованные европейцами и заводами Поднебесной.

китай 6

Возьмём, к примеру, автомобили Volkswagen. У них были хорошие позиции на нашем рынке, их сборка была локализована на заводе в Калужской области и на ГАЗе, но всё это сейчас прекратилось из-за давления властей Германии, занявших очень жёсткую позицию в отношении нашей страны.

А в Китае продолжает успешно функционировать настоящий гигант — совместное предприятие, организованное местным концерном FAW и Volkswagen Group AG. С его конвейеров большими тиражами сходят предназначенные для автомобильного рынка Поднебесной Volkswagen и Audi, а также, под маркой Jetta — некоторые модели паркетников Volkswagen, которые немцы и китайцы основательно переработали специально для него.

китай 7

Какое отношение имеет к нашей стране это немецко-китайское СП? Да самое прямое: китайская часть его руководства может решить, что выпускать автомобили можно не только в Поднебесной. Их сборку вполне возможно локализовать в России — на производственных мощностях в Калуге и Нижнем Новгороде, освободившихся после прекращения выпуска Volkswagen’ов.

Можно также ввозить их из Китая — например, под тем же наименованием Jetta. Правда, сами автомобили этой марки китайцам официально запрещено экспортировать: это условие их немецкие партнёры в своё время выставили как страховку от захвата автомобильных рынков Европы недорогой продукцией своего азиатского подразделения.

китай 9

Кроме того, Volkswagen Group AG за такие фокусы-покусы может предъявить партнёрам из FAW примерно такие же претензии, которые недавно высказывал концерну Great Wall. Но ведь всем давно и прекрасно известно, что в Китае к авторским и смежным правам относятся, так сказать, своеобразно. Да и заработанные в России увесистые тюки юаней могут сыграть свою положительную роль: «Это просто бизнес — ничего личного».

Теперь настало время вспомнить ещё об одном важном обстоятельстве: автомобильный рынок любой страны, в том числе и России — это не только седаны, хэтчбеки, кроссоверы и прочие легковушки. Да, их доля очень велика, но каждый авторынок состоит из множества сегментов — порой не менее важных, чем продажа легковых автомобилей.

китай 8

Так вот, китайский автопром — как совместные предприятия, так и чисто местные фирмы — способен отхватить себе изрядный кусок пирога практически в любом сегменте автомобильного рынка России.

Причём, в каждом из них он может закрепиться так основательно, что сдвинуть его с насиженного места прочим фирмам, пожелавшим вернуться в нашу страну, будет очень сложно. О том, как это, с большой степенью вероятности, будет происходить, мы расскажем в следующий раз.

китай 10

 



По теме