Авторынок России и автопром Китая: поможет ли второй первому?

11.03.2022 Автоновости / DongFeng, FAW, Haval, Iveco, JAC, Lada (ВАЗ), Mercedes-Benz, Scania, Volvo

Сегодня мы собирались продолжить обзор того, что промышленность Поднебесной может предложить в различных сегментах автомобильного рынка нашей страны. Но события, сменяющие друг друга с ураганной скоростью, заставили нас поменять тему.

китай 1

Поводом для этого стало опубликованное 9 марта заявление Центрального банка Российской Федерации о новом порядке выдачи средств с валютных вкладов или счетов граждан нашей страны. Этот порядок будет действовать с 9 марта по 9 сентября текущего года.

Это заявление вызвало изрядный переполох: по мнению некоторых экспертов, оно вполне может привести к появлению чёрного рынка. Какова там будет стоимость доллара — вопрос открытый, но до той ситуации, что была в «лихие 90-е», дело вряд ли дойдёт, так как, ограничения введены всего на полгода.

китай 3

Кроме того, согласно новому порядку выдачи валюты, остаётся возможность снять со счёта сумму до 10 000 долларов — а по статистике Центробанка России, примерно 90% валютных счетов в банках нашей стране не доходят до этой отметки.

Для физических лиц это — вполне достаточная сумма, а для юридических лиц условия операций с валютой совсем другие. Поэтому эксперты-финансисты полагают, что введённые Центробанком ограничения на большинстве российских граждан, владеющих валютой, не скажутся — тем более, что долларами обычно пользовались туристы, которым сейчас закрыт доступ во многие страны.

китай 4

Какое отношение всё это имеет к автомобильному рынку России? Да самое прямое — некоторая часть граждан нашей страны из-за постоянно «плавающего» курса рубля предпочитает хранить средства, которые, в частности, используются для покупки автомобилей, именно в иностранной валюте.

Но в случае расширения присутствия Китая на авторынке нашей страны это может либо перестать быть актуальным, либо потребовать смены валюты. Для того, почему так произойдёт, нужно вкратце вспомнить, какие события в отношениях между Россией и Китаем имели место в последнее время.

китай 2

Сначала перенесёмся на месяц с небольшим назад — как известно, с 4 по 20 февраля в Пекине прошли XXIV Зимние Олимпийские игры, на которых присутствовала и делегация нашей страны, возглавляемая Президентом РФ В. Путиным. И делегация эта занималась не только тем, что смотрела соревнования с участием российских спортсменов.

Председатель КНР Си Цзиньпин, разумеется, провёл официальную встречу с В. Путиным, в ходе которой сообщил о намерении возглавляемой им страны укрепить и расширить партнёрство с Россией.

китай 6

При этом Си Цзиньпин сообщил, что, если в прошлом году сумма товарооборота между Россией и Китаем составила 140 000 000 000 долларов, то в нынешнем она должна превзойти отметку в 200 000 000 000 долларов.

Си Цзиньпин также выразил твёрдую уверенность в том, что этот показатель, безусловно, будет достигнут, так как сотрудничество между Китаем и Россией осуществляется в духе дружбы и является примером достойных отношений: обе страны помогают развиваться друг другу, в то же время, оказывая взаимную поддержку на пути прогресса.

китай 7

Кроме того, во время проведения Олимпиады официальные представители Москвы и Пекина заключили 16 межправительственных, межведомственных и коммерческих соглашений о сотрудничестве. Посмотрим, какие из них могут напрямую повлиять на автомобильный рынок нашей страны.

Начать, пожалуй, следует с глобального дефицита микропроцессоров, без которых невозможна работа автомобильной электроники. Он, кстати, привёл к очередной остановке обоих заводов «АвтоВАЗа», о чём мы сообщили вчера. Так вот, российская делегация и известный производитель электронных гаджетов Huawei подписали соглашение о сотрудничестве на период до 2027 г.

Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве с Комиссией по спутниковой навигационной системе Китая в области обеспечения совместной работы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС (Россия) и «Бэйдоу» (Китай).

китай 5

Выше мы упоминали о новом порядке работы с иностранной валютой, разработанном Центробанком РФ. Так вот, в ходе российско-китайских встреч, прошедших во время Олимпиады, активно обсуждалась тема расширения расчетов в национальных валютах — рублях и юанях соответственно.

Китайская сторона выразила заинтересованность в этом, тем более, что прецедент уже есть — мы уже рассказали о том, что российское представительство автопроизводителя Changan Automobile Group уже давно расплачивается с его штаб-квартирой юанями. По-видимому, в не столь отдалённом будущем делать это начнут и другие фирмы из Поднебесной.

А их в России скоро появится очень много — по сообщению информационно-аналитического агентства Bloomberg, деловые круги Китая сейчас рассматривают покупку или увеличение своих долей в российских рынках сырья и энергетики, а также в промышленности.

китай 8

Среди возможных российских партнёров при этом указываются, например, «Газпром» и «Русал», а среди китайских — промышленные и энергетические гиганты China National Petroleum Corp., China Petrochemical Corp., Aluminum Corp. of China и China Minmetals Corp.

Власти КНР уже ведут с руководством этих корпораций обсуждения возможных инвестиций в российские активы. Кроме того, параллельно начались переговоры по поводу всего этого между китайской и российской сторонами.

Подтверждением этих намерений могут служить принятые Министерством экономического развития России и Министерством коммерции Китая совместное заявление о завершении работ по разработке «дорожной карты» развития двусторонней торговли товарами и услугами, а также меморандум о взаимопонимании по углублению инвестиционного сотрудничества.

китай 9

Ещё одно подтверждение: Федеральная таможенная служба РФ и Главное таможенное управление КНР подписали протокол о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора. Вполне возможно, что при этом не обошлось без взаимовыгодных льгот по части таможенных пошлин.

Всё вышеупомянутое сулит немалую выгоду автомобильной промышленности России. Во-первых, мы уже рассказали о том, что китайская техника вполне может заменить собой продукцию западных фирм, свернувших свою работу в нашей стране, причём, всех без исключения.

китай 10

Это касается и заводов этих фирм, действовавших в России — на их конвейеры может встать продукция китайского автопрома. А опыт успешной сборки автомобилей в нашей стране у него очень даже имеется — взять, например, тот же Haval.

Кроме того, сотрудничество с Китаем может привести к развитию тех отраслей отечественной промышленности, которые напрямую связаны с автопромом. Среди них — производство металлопроката, микроэлектроники, различных резиновых и пластиковых изделий, лакокрасочных материалов и т. д.

китай 11

Кстати, некоторые российские автоэксперты уже сделали некоторые выводы на основе всего происходящего. Если в течение прошлого года в нашей стране в общей сложности было продано более 116 000 автомобилей, что вдвое превосходит показатель 2020 г., то в нынешнем году объём реализации изделий автопрома Поднебесной в России может в 2−3 раза превзойти прошлогодний.

Конечно, это произойдёт, в первую очередь, за счёт ухода из нашей страны европейских и американских фирм. Причём, рост продаж будет не только в сегментах легковых автомобилей и LCV: покинувшие Россию фирмы Daimler Truck, Scania, Volvo Trucks и IVECO заменят JAC, Dongfeng, FAW и др. — они выпускают почти такой же ассортимент автомобилей.

китай 12

Есть во всём этом польза (причём, немалая) и для простых российских автомобилистов. Конечно, в нашей стране китайские легковушки не будут предлагаться по копеечным ценам, которые они давно переросли, но ряд выгод, всё-таки, имеется. О них мы расскажем в следующий раз.






По теме