Из чего будут собирать машины российские автозаводы? (продолжение)
14.04.2022 Автоновости / Москва
Ситуация, сложившаяся в отечественном автопроме после введения США и Евросоюзом нескольких пакетов санкций, вполне может стать катастрофической.
Чтобы этого не произошло, власти России срочно разрабатывают комплекс мер, некоторые из которых уже начали действовать. Первая из них была принята 2 недели назад,
Итак, 30 марта Правительство РФ приняло постановление, легализующее параллельный или, как его ещё называют, «серый» импорт (осуществляемый без согласия правообладателей) различных видов промышленной продукции, необходимой для успешного функционирования экономики России в кризисное время.
Как разъяснил премьер-министр России Михаил Мишустин, подписавший данное постановление, цель этого документа — удовлетворение спроса на различные товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. Глава правительства отметил при этом, что параллельный импорт позволит гарантировать поставки всего необходимого вопреки всем санкциям.
Перечень такой продукции зарубежных фирм поручено сформировать Министерству промышленности и торговли России на основании предложений прочих ведомств. В него, разумеется, войдут расходники и запасные части для автомобилей и различной спецтехники.
В соответствии с этим поручением, Минпромторг уже отправил всем производящим и эксплуатирующим автомобили и специальную технику предприятиям запросы об их первоочередных потребностях в импортных узлах и агрегатах. Параллельно начата работа по поиску надёжных поставщиков всего необходимого, в которой участвуют и сами российские предприятия.
Кроме того, Правительство РФ заверило, что в отношении всех ввозимых «по-серому» товаров будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Сама же импортированная таким образом продукция будет подлежать положенному по закону гарантийному обслуживанию.
Интересно, что инициативу легализовать параллельный импорт автозапчастей выдвинула Российская ассоциация автомобильных дилеров (РоАД). Как рассказал журналистам её вице-президент Алексей Подщеколдин, он необходим не только автопроизводителям, но и торговым организациям, занимающимся продажей и сервисным обслуживанием их техники.
Например, сейчас гарантийный ремонт любого транспортного средства возможен только с применением оригинальных расходников и запчастей, которые могут ввозить правообладатели той или иной марки. А ведь огромное количество зарубежных фирм сейчас свои изделия в нашу страну не завозят, поэтому, для нормальной работы российской промышленности вообще и автопрома в частности, без «серого» импорта не обойтись.
Кроме РоАД, альтернативные поставки автозапчастей на российский рынок одобрили представители Национального автомобильного союза (НАС), а руководитель этой организации, Антон Шапарин, разъяснил, каким образом будут проводиться закупки всего нужного по схеме параллельного импорта.
По его словам, дело будет обстоять так: в любой стране, где по доступной стоимости продаются оригинальные фирменные запчасти, российские торговые организации, которые не попали под действие санкций, будут просто закупать их оптом, а затем поставлять в нашу страну.
Но для проведения подобных закупок сейчас требуются разрешающие письма от официальных дилеров автопроизводителей. При отсутствии таких писем таможенники могут просто не пропустить в страну любую продукцию. Впрочем, эту ситуацию власти вполне могут исправить соответствующими нормативными документами.
Есть в параллельном импорте и ещё одно «слабое звено»: его эффективное осуществление будет возможно только после официального заявления той или иной фирмы об окончательном уходе с российского рынка.
Пока же большинство зарубежных предприятий объявили лишь о временной приостановке работы в нашей стране. Какой выход из этого положения будет найден — пока неясно.
При этом начать ввоз автомобильных расходников и запасных частей по «серой» схеме нужно как можно быстрее — в некоторых сегментах авторынка России уже появились серьёзные проблемы, о которых мы расскажем в следующей статье.