Упрощённая Lada Granta: когда она появится и что от неё ожидать
29.05.2022 Автоновости, Рестайлинг / Lada (ВАЗ)
Стало известно о том, что «АвтоВАЗ» планирует в начале лета наконец-то выйти из простоя и приступить к производству упрощённых модификаций легковушек из модельной линейки Lada Granta. Сбор заказов от дилерских салонов Волжского автозавода начнётся в июле.
Упрощённые Lada Granta, на которые «Росстандарт» уже выдал «Одобрение типа транспортного средства», в базовой комплектации лишены фронтальных (и единственных в них) подушек безопасности, ABS, ESP, преднатяжителей ремней безопасности, электрического усилителя рулевого механизма, а также мультимедийной системы, комплекса «ЭРА-ГЛОНАСС» и электростеклоподъёмников.
Одним словом, такие машины будут, что называется, «пустыми». А вот топовое же исполнение малолитражки из Тольятти станет поистине роскошным — его оснастят электроусилителем руля и электростеклоподъёмниками. Видимо, в Китае нашлась-таки фирма, согласившаяся поставлять в Тольятти эти ценные изделия мирового автопрома.
Ежемесячно с конвейеров головного завода «АвтоВАЗа» будет сходить не менее 20 000 таких автомобилей, «изюминками» в оснащении которых станут «баранка» от давно снятой с производства модели Lada Kalina и ведущий родословную от ВАЗ-2108 атмосферный бензомотор ВАЗ-11182 мощностью в 90 л. с., работающий в паре с 5-ступенчатой (ладно, хоть повышающую передачу оставили…) «механикой».
Стоить такие, с позволения сказать, автомобили, по оснащению близкие к европейским и японским примитивным мотоколяскам 50-х годов, будут примерно от 600 000 руб. Не слишком ли это много для жителей России, доходы которых серьёзно понизились из-за длительного кризиса, вызванного сперва пандемией, а потом — санкциями?
Более того, упрощённая Lada Granta будет откровенно опасной для ездоков. Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин в интервью радиостанции «Говорит Москва» даже назвал её «машиной-убийцей».
По его словам, сейчас производить автомобили без подушек безопасности и ABS просто нельзя — при плотном современном трафике и высоких скоростях водители и передние пассажиры машин без эйрбэгов погибают в ДТП в 6 раз чаще, чем в легковушках, оснащённых этими средствами активной безопасности.
Мнение Виктора Похмелкина насчёт того, во что превратили «Гранту» было однозначным: «Я считаю, что надо запрещать выпускать машины без подушек безопасности и ABS, если мы считаемся цивилизованной страной. Это моё принципиальное мнение, потому что в таких машинах люди гибнут в шесть раз чаще, чем в снабжённых подушками безопасности. Это проверенная и доказанная статистика».
Печально, но факт — эксперт абсолютно прав. Прямым доказательством этому служит краш-тест Lada Granta, проведённый редакцией известной российской газеты «Авторевю» ещё в 2015 г. Тогда журналисты испытали автомобиль, оснащённый эйрбэгами для водителя и переднего пассажира, а также преднатяжителями передних ремней безопасности.
Краш-тест проводился по методике EuroNCAP: лобовое столкновение на скорости в 64 км/ч с неподвижным препятствием, перекрывающим 40% ширины кузова с левой стороны. По его результатам Lada Granta показала 2 звезды из 4-х возможных (8,4 балла из 16).
Кузов автомобиля деформировался, конечно, серьёзно, но не настолько, чтобы при аварии спасатели не смогли достать людей из салона без применения специальных инструментов. Все данные о повреждениях машины, полученные в ходе краш-теста, содержатся в данной таблице:
Что касается безопасности ездоков, то она оказалась на весьма высоком для изделий российского автопрома уровне. Напомним, что телесные повреждения, которые при аварии получат сидящие в машине люди, при краш-тестах определяются с помощью оборудованных особыми датчиками манекенов. Степень полученных при ударе повреждений обозначается цветами:
Так вот, Lada Granta продемонстрировала уровень безопасности, не создающий прямой угрозы жизни ездоков, сидящих в передних креслах. На расположенной ниже иллюстрации видно, что красного цвета, обозначающего максимальный риск, нет вообще, но жёлтых и оранжевых меток, показывающих возможность получения травм, к сожалению, хватает.
Например, подушки безопасности в протестированной «Гранте» сработали за 28 миллисекунд, что соответствует технологическому стандарту. При этом головы манекенов избежали прямого удара о переднюю панель, однако были отброшены назад слишком резко и быстро — для людей это чревато травмами шеи.
Рулевая колонка при ударе полностью вошла в салон, но срабатывание водительской подушки безопасности позволило уберечь манекен от «травм» грудной клетки. Педальный узел тоже сместился в сторону ног водителя, создав для них определённую угрозу.
Преднатяжители передних ремней безопасности сработали прекрасно, а вот пластик, из которого изготовлена передняя панель, оказался очень хрупким — его осколки нанесли повреждения ногам манекенов. В реальной ситуации это обязательно приведёт к серьёзным ранениям.
Повреждения, нанесённые манекенам в ходе краш-теста, показаны в расположенной выше таблице. В условиях настоящего ДТП они означают, что водитель и передний пассажир «Гранты» останутся живы, но обязательно окажутся в больнице.
Но «великая сермяжная правда» состоит в том, что реальность всегда более сурова, чем лабораторные условия. Но то, что случится с «Грантой» — что обычной, что упрощённой — и её ездоками в реальном ДТП, как говорил известный российский актёр и телеведущий, «совсем другая история».