Автомобильный рынок России: неужели катастрофа неизбежна?
22.06.2022 Автоновости, Статистика / Lada (ВАЗ)
Авторынок нашей страны сейчас находится в очень тяжёлом положении — уже 2-й месяц подряд продажи практически во всех его сегментах ставят антирекорды. При этом сложившаяся ситуация не думает улучшаться — наоборот, до конца нынешнего года она вполне может стать катастрофической.
Например, в мае в России было продано 24 300 новых автомобилей, что на 83,5% меньше, чем годом ранее, а в апреле — 55 100 машин (-78,5% к тому же месяцу 2021 г.). Всего с января по май включительно в нашей стране было реализовано 318 000 автомобилей — спад продаж на 52%.
И похоже, что дальше будет только хуже. Например, известный автоэксперт Игорь Моржаретто прогнозирует, что в нынешнем году объём продаж на российском авторынке окажется ниже, чем в 1998 г., когда Россию накрыл тяжелейший кризис, вызванный объявлением дефолта.
При этом от 30% до 50% работающих в России автомобильных дилеров к концу нынешнего года могут обанкротиться. У оставшихся же существенно снизится качество работы: не будет ни единой ценовой политики, ни современного сервиса, ни заботы о клиентах — одним словом, будет самый настоящий возврат в «лихие 90-е».
Главной причиной этого будет острейшая нехватка автомобилей — особенно, премиального класса. Об этом сообщил в беседе с журналистами из «Комсомольской правды» вице-президент Национального автомобильного союза России Антон Шапарин.
Он, в частности, назвал сегодняшний дефицит автомобилей на рынке нашей страны «феерическим», особо отметив, что в сложившихся условиях российские автомобилисты уже в ближайшее время будут вынуждены покупать даже упрощённые Lada Granta Classic'22 — откровенно опасные для ездоков из-за не слишком удачного кузова, а также из-за отсутствия столь элементарных средств безопасности, как эйрбэги, преднатяжители ремней безопасности и ABS.
А ведь, по крайней мере, сейчас эти «прелестные колхозные сноповязалки» отказываются покупать сотрудники «АвтоВАЗа» — то есть, те самые люди, которые их делают. Согласитесь, этот факт ясно показывает, что представляют собой эти примитивные машины.
Да и остальные российские автомобилисты настроены по отношению к Lada Granta Classic'22 весьма скептически. Это показал проведённый старейшим в нашей стране автомобильным журналом «За рулём» опрос, целью которого было выяснение того, как автомобилисты нашей страны относятся к появлению на рынке машин, лишённых простейших средств безопасности.
Так вот, 39% респондентов высказали совершенно справедливое мнение: выпуск «антикризисных» машин наподобие Lada Granta Classic'22 можно с уверенностью считать началом деградации отечественного автопрома. И они, к сожалению, полностью правы — автомобильная промышленность России сейчас возвращается к нормативам почти 20-летней давности.
Ещё 23% опрошенных полагают, что эта мера будет носить временный характер (ну-ну… В России ведь нет ничего более постоянного, чем временное…). Эти респонденты также сообщили о том, что не видят других способов преодоления кризиса, возникшего вследствие санкций.
22% участников опроса считают, что появление на российском рынке упрощённых автомобилей не расстроит покупателей. Что тут сказать… Как известно, «розовые очки всегда разбиваются стёклами внутрь»: покупатели, конечно, не расстроятся из-за того, что приобрели машины за относительно небольшие по нынешним меркам деньги...
Но вот качество и напрямую связанная с ним безопасность Lada Granta Classic'22, скорее всего, будет соответствовать убогости оснащения этих, с позволения сказать, автомобилей. Они и у докризисных-то изделий «АвтоВАЗа» были отнюдь не блестящими, а уж сейчас… Поэтому, покупатели упрощённых автомобилей расстроятся не от покупки, а после неё — особенно, если попадут в ДТП.
Кстати, 16% участников опроса, проведённого редакцией «За рулём» прекрасно представляют все вышеуказанные риски. Эти автомобилисты прямо рассказали о своих опасениях того, что такие машины не будут отвечать элементарным требованиям безопасности. Что же, они абсолютно правы.
Одним словом, ситуация на российском авторынке сейчас похожа на предсмертную агонию. В теории, его реанимации могут помочь увеличение продаж китайских автомобилей и поставки прочих иномарок по схемам параллельного импорта. Но и там, и там есть свои «подводные камни», о которых мы расскажем в следующий раз.