Бывший российский завод Nissan: слухи и реальность

Бывший российский завод Nissan: слухи и реальность

21.10.2022 Автоновости / Санкт-Петербург / FAW, Nissan

Появилась очень любопытная информация по поводу закрывшегося 10 дней назад российского завода фирмы Nissan Motor Co., Ltd., расположенного в санкт-петербургском посёлке Шушары.

Напомним, что 11 октября было официально объявлено о закрытии этого предприятия и его продаже НАМИ — вместе со всеми российскими активами автопроизводителя, в составе которых значатся инжиниринговый центр (Санкт-Петербург) и головной офис Nissan Manufacturing Rus (Москва).

Стоимость сделки, которую в Министерстве промышленности и торговли назвали «национализацией», составила 1 евро. Правда, в договоре о продаже имеется пункт, допускающий опцион на обратный выкуп Nissan Motor Co., Ltd. своей доли в течение следующих 6 лет — по схожей схеме была продана доля акций Renault в «АвтоВАЗе».

А в начале минувшей недели, 17 октября, газета «Ведомости» сообщила о том, что на мощностях санкт-петербургского завода Nissan планируется организовать сборку автомобилей китайского концерна FAW.

ниссан 3

При этом газета ссылалась на некие источники, знакомые с планами властей в отношении предприятия. Кроме того, в сообщении «Ведомостей» указывалось, что партнёром НАМИ в организации сборки машин автогиганта из Поднебесной (каких именно, не говорилось) станет КамАЗ — так как НАМИ не является производственной компанией.

Наконец, «Ведомости» сообщили в той же самой новости, что уже ведутся переговоры с FAW по поводу сборки его автомобилей в Санкт-Петербурге — только не указали, на каком этапе они находятся.

Эта новость была моментально растиражирована многими российскими (и не только) СМИ. Естественно, в их редакциях захотели подтверждения или опровержения информации непосредственно от самих автопроизводителей.

ниссан 4

Примечание редакции: казалось бы, одно из предположений нашего обозревателя (см. ссылку в первом абзаце текста), сделанных в тот же день, когда завод Nissan Motor Co., Ltd. перешёл в собственность НАМИ, оправдалось. Но не тут-то было…

Так вот, из Набережных Челнов сообщили о том, что в Северной Столице может быть организована сборка машин кого-нибудь из китайских партнёров России, но с кем из них ведутся переговоры и на какой стадии они находятся — на КамАЗе не знают. А в НАМИ вообще не дали никаких комментариев.

Окончательно прояснили ситуацию представители FAW — руководство огромного китайского концерна было несказанно удивлено, узнав из СМИ о своём намерении локализовать выпуск своих легковушек в России.

Впрочем, 19 октября в «Российской газете» появилось сообщение о том, что на покинутом японцами заводе в любом случае появится автопроизводитель из Поднебесной — в первую очередь, потому, что на рынке России альтернативы в сегменте иномарок у «китайцев» сейчас просто нет.

китай 0

Кроме того, как совершенно правильно отметил в беседе с корреспондентом «Российской газеты» председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, продукция китайского автопрома сейчас практически ничем не уступает ведущим мировым производителям.

При этом, по «нафаршированности» базовые комплектации автомобилей из Поднебесной частенько превосходят топовые исполнения многих европейских, южнокорейских и японских моделей.

Происходит это потому, что авторынок Китая очень велик, а большинство населения этой страны покупает отечественные машины, которые стоят в разы дешевле ввезённых. Поэтому местные фирмы вынуждены постоянно конкурировать между собой, следствием чего и явилось стремительно прогрессирующее качество их автомобилей (и сервиса тоже).

Ладно, пусть в Санкт-Петербурге будут собирать не только автомобили Haval, но и ещё какой-нибудь фирмы из Поднебесной — ничего плохого в этом нет. Но ведь остановленный завод способен производить только Nissan’ы — причём, исключительно из оригинальных комплектующих и по японским технологиям.

ниссан 2

Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: насколько быстро удастся перестроить заточенный только под 3 модели японских паркетников технологический процесс и возможно ли это вообще?

Ответ таков: наиболее вероятно, что предприятие займётся крупноузловой сборкой автомобилей какой-либо китайской марки. Для организации сборки по полному циклу, включающему в себя сварку и окраску кузовов, завод в Шушарах придётся капитально переоборудовать, заодно, переучив его персонал.

Только вот, серьёзной мотивации для этого у автопроизводителей из Поднебесной сейчас нет. Во-первых, переоборудование предприятия и переучивание его сотрудников стоят немалых денег, а китайцы не слишком-то склонны к инвестициям в дело, которое в нынешней ситуации можно считать рискованным.

Второй момент — на российском авторынке у китайских фирм сейчас просто нет конкурентов. В таких условиях автомобилисты нашей страны будут покупать их продукцию в любом случае, поэтому нет никакого смысла вкладываться в серьёзную локализацию производства в России — во всяком случае, в краткосрочной перспективе.

ниссан 6

В общем, если в Санкт-Петербурге и будут выпускать китайские автомобили, то только из машинокомплектов, присылаемых с головных заводов, что называется, «в коробках».

Но в последние пару дней в некоторых «околоавтомобильных» СМИ начал муссироваться никем не подтверждаемый, но и не опровергаемый слух о том, что злосчастный завод будет законсервирован.

Следуя элементарной логике, эта информация указывает на то, что предприятием в Шушарах не заинтересовалась ни одна фирма из Китая. В самом деле — кто же будет встречать устремившегося в Россию партнёра из Поднебесной запертыми и наскоро обесточенными цехами с наспех покрытым смазкой оборудованием?

Кстати, правильная консервация предприятия, пусть даже и небольшого — процесс длительный, трудоёмкий и недешёвый. То же самое можно сказать и об обратном процессе. Значит, если вдруг станет доподлинно известно, что экс-завод Nissan действительно начали консервировать — в ближайшее время он точно не заработает.

ниссан 7

Поэтому подытожить всё вышесказанное можно так: фирма Nissan Motor Co., Ltd. ушла из России и её возвращение вряд ли состоится, а вот чем займётся её бывший завод, пока неизвестно (слухи не в счёт) — это покажет только время.



По теме