Во что выливается популярность китайских автомобилей и «серого» импорта в России
10.10.2024 Автоновости
Статистика российского авторынка последнее время показывает нам одно и то же — в России самыми востребованными остаются китайские транспортные средства, по крайней мере, если говорить о легковом авто. У этой популярности есть несколько объяснений, но мы не будем сейчас говорить о качестве китайских машин — более важным фактором кажется их доступность.
Да, так получилось, что после ухода в связи с известными событиями многих европейских брендов из России, представители Китая остались «верными товарищами» и не упустили шанса заполнить «свято место» своим товаром.
Российские же дилеры, да и сами автомобилисты, в этом ажиотаже активно стали предлагать и ввозить «серые» автомобили — то есть ввезённые в Россию законно, но к официальным поставкам не имеющие отношения.
Ввозить их стали, конечно, в первую очередь из Китая, поскольку это было самым простым решением. Честно говоря, по новостям не помнится, чтобы автомобильные бренды предупреждали, что ввезённые «параллельными путями» машины не будут официально обслуживаться. Хотя очевидно, что объяснять этого и не надо.
Прошло время, купленные таким образом автомобили никуда не делись и сейчас начались проблемы — автовладельцы не могут отремонтировать свои «серые» авто.
Буквально на днях прошла волна публикаций о случаях отказа в обслуживании при обращении к официальным дилерам.
Сами «официалы» комментируют просто — диагностические серверы в России не содержат данных об автомобилях, выпущенных для рынков других стран. То есть ПО просто «не видит» эти машины. Ничего удивительного — их нет в российской базе производителя, чаще всего они даже не русифицированы.
В отказах уже замечены дилеры таких бренды, как Geely и Chery. В первом случае отказ получил владелец Geely Monjaro с пустяковой вроде бы проблемой о ремонте кнопки багажника, во втором — владелец премиального Exeed.
Это те, о ком написали, например, «Известия» со ссылкой на Союз автосервисов — наверняка, есть и другие. Но, скажем, российские представители таких брендов, как Haval и Voyah, подвердили, что автомобиль, ввезённый через параллельный импорт, не подлежит гарантийному ремонту за счёт дистрибьютора. Но последний, кстати, сообщил, что готов взять на «гарантию» купленные ранее в России «серые» автомобили бренда.
К слову, что Geely и Chery, что Haval не переставали официально работать в России. Хотя, возможно, в определённый период «серые» поставки для конечных покупателей были если не единственными вариантом покупки, то как минимум самым выгодным.
По данным на последние пару месяцев лета, именно Geely и Haval идут вслед за «АвтоВАЗом» по продажам в РФ. В топ-5 также Chery и Changan, что отлично иллюстрирует ситуацию на рынке.
Для сравнения, те, кого в России не было, и чьи авто завозились «усилиями энтузиастов», позже пообещали вообще заблокировать все свои электрокары или же предварительно вернуть их в Китай.
Напомним также, что в октябре 2023 года Минпромторгом был объявлен запрет на ввоз по «серой» схеме моделей тех марок, которые официально остались работать в России. Дилеры при этом были предупреждены, что с ними могут быть даже разорваны отношения, если такое случится.
С другой стороны, тот же Zeekr официально в России не работает до сих пор, пытаясь выйти на российский рынок с какими-то специально придуманными новыми брендами — а о проблемах уже заходит речь.
В новостях о новинках «параллельного импорта», с помощью которого в своё время был преодолён кризис на российском авторынке, упоминались и автомобили других брендов, которые официально в нашей стране так и не появились.
Как видим, именно сейчас, по прошествии нескольких лет, владельцы купленных тогда «серых» авто и возвращаются с проблемами. Возможно, к тем же дилерам, где и покупали — но…
Нет, решить эти проблемы можно — но за деньги, вне гарантийного обслуживания. Может у самого дилера, может в других автосервисах, благо умельцев у нас много до сих пор.
Самое интересное, что некоторые дилеры наряду с официальными машинами продолжают продавать и те, что ранее ввезли по параллельному импорту. Такие автомобили уходят дешевле, правда, как видим, обслуживание их станет дороже и, скорей всего, нивелирует ту скидку, что покупатель получит сейчас. Но статистика — дело такое, популярность китайских авто в России только подтверждает.