Езжайте-ка вы подальше: как в мире видят развитие инфраструктуры для электромобилей
28.11.2024 Автоновости, Электро
Всё больше автопроизводителей делает ставку на электромобили. Относиться к этому можно по-разному — но факт, что «этап привыкания» уже прошёл, «электрички» стали обычным делом. Однако есть проблемы, которые тормозят дальнейшее внедрение электромобилей — и они не связаны напрямую с автопромом.
Зарядку надо делать дома
Речь о зарядках — то есть об инфраструктуре, включающей зарядные станции для электромобилей. В Европе, США и ряде других стран проблема одна и та же — этих самых зарядок, точнее, общественных зарядных станций, не хватает.
И речь не идёт о создании какой-то расширенной инфраструктуры в городах. Точнее говоря, задача несколько шире. Отдельно о городах можно говорить только в случае с мегаполисами, но потенциальные владельцы электромобилей живут не только в крупных городах.
В этих странах открытие общественных зарядок считают «архиважной» задачей. Но говорят при этом о том, что зарядные станции должны устанавливаться за пределами городских районов, чтобы обеспечить дальнейшее внедрение за пределами городов и пригородов.
К 2035 году количество общественных зарядных станций в мире может увеличиться в несколько раз — и это не прогноз, а планы. К 2035 году число зарядных станций для электромобилей на планете достигнет, соответственно, 25 миллионов.
Представители автопрома и всех заинтересованных организаций уверены, что именно это поможет потребителям массового рынка перейти на электромобили. Сейчас это хоть и не нишевой транспорт, но всё же не совсем массовый — тот объём рынка, который изначально был «раскачан», уже закончился. А «электричек» становится всё больше.
Поэтому в американский и европейской прессе легко найти сотни исследований и популярных статей, где прямо говорится — широкомасштабное внедрение электромобилей зависит от одновременного внедрения доступной и недорогой зарядки. И речь не о количестве, а о географии.
Домашний транспорт
Если писать историю внедрения электромобилей в этих странах, то начало будет такое. Первые пользователи жили в отдельно стоящих домах с доступным и удобным доступом к домашнему электричеству и, соответственно, зарядке. Они и покупали электромобили, ловя скидки и льготные кредиты.
Сюда подтянулся и малый бизнес вроде гостиниц, бизнес-центров и пр. — чтоб привлечь в клиенты владельцев электромобилей. С учётом всяких госпрограмм к строительству зарядных станций присоединились и городские власти, гордо рапортуя пару раз в год о появлении трёх розеток возле больниц или каких-нибудь муниципальных центров. В конце концов, им тоже надо осваивать выделяемый федеральными властями бюджет.
Однако все эти зарядные станции копились внутри городов или других крупных населённых пунктов, что усугубляло главный минус владения «электричкой» — ограничение по расстояниям, которые можно проехать на одной зарядке.
Как пример — в Британии проводили опрос среди владельцев электромобилей, оказалось, что более 90% респондентов пользуются именно домашними зарядным устройствами. Думается, в среднем ситуация аналогична и во многих других странах Европы или в США.
Чуть ниже процент таких автовладельцев в странах вроде Индии — там в домашних условиях заряжали свои «электрички» около 55 процентов опрошенных. Легко предположить, что в этом случае просто меньше народу живёт в собственных частных домах.
Особняком тут стоит Китай, на долю которого приходится около 70% общественных зарядных станций — это если говорить обо всём мире. При этом в Поднебесной сравнительно низкий уровень «домашних пользователей».
Причиной этого считается изначально заложенная в государственную стратегию идея — проще говоря, зарядные станции стали строить почти сразу с момента, как государство целенаправлено стало поддерживать производство электромобилей и их продажи на внутреннем рынке.
Самое важное тут, конечно, не количество станций само по себе — а то, что китайскому рынку электромобилей есть куда расти, ибо владельцы «электричек» уже не ограничены маршрутом дом-офис-магазин, а могут путешествовать по стране, пусть и, наверняка, с определёнными ограничениями.
Чем дальше в лес — тем чаще заряжаться
Можно ли сказать, что в других странах, где электрический транспорт активно продвигали, просто не додумались, что упрутся в эту стену? Не надо быть семи пядей во лбу, чтоб понять, что электромобиль, требующий подзарядки, не купит тот, у кого нет возможности его зарядить.
Ответ, скорее всего простой — не было такой задачи, не было единой стратегии, не было денег на это и вообще будущее было туманным. Теперь задача поставлена, планы озвучены.
Скажем, в Европе количество общественных зарядных станций для легковых автомобилей увеличится примерно до 2,7 млн в 2035 году. К примеру, согласно недавно озвученным планам, с 2025 года быстрая зарядка должна быть доступны каждые 60 километров вдоль так называемой Trans-European road network — дорожной сети, идущей от Скандинавии до Греции через всю Европу.
В Соединенных Штатах правительство объявило о выделении почти 50 млн долларов на субсидирование проектов, направленных на расширение доступа к удобной зарядке. Цель — создание национальной сети из 500 000 общественных зарядных станций к 2030 году.
В Японии план — 150 000 пунктов зарядки к 2030 году, в Индии выделили денег на создание инфраструктры, включающей появление зарядных устройств каждые 25 км вдоль основных автомагистралей.
В общем, у всех масштабные планы, которые должны обеспечить электротранспорт (а речь ведь идёт не только о частных легковушках, но и грузовом транспорте) возможностью перемещаться без проблем на большие расстояния.
При этом, что важно, ожидается, что доля общественных зарядок вырастет, но большая часть зарядок по-прежнему будет осуществляться дома. То есть можно говорить о том, что основными покупателями электромобилей останутся те, у кого есть как минимум свой дом и гараж, а также возможность домашней зарядки. Сюда подтянутся те, кто имеет аналогичные возможности, но пока избегает связываться с «электричками», ну и какой-то бизнес вроде таксопарков
Основной тренд на ближайшие лет 10−15 — дать возможность нынешним владельцам электромобилей ездить на них больше и дальше, чаще заряжать свои аккумуляторы, чтоб чаще их менять и больше денег тратить на покупку электричества. Пока видится так.