У нас лучше: как чувствуют себя китайские автопроизводители в России, США и Европе
22.12.2024 Автоновости, Статистика, Электро
Китайские автомобили в этом году немного не дотянут до миллиона продаж в России — за 11 месяцев 2024 года на нашем рынке было реализовано 848 тысяч новых легковых китайского производства, а месяца не то, чтобы «дотянуть» до 1 млн экземпляров, точно не хватит. Но Россия — в общемировом тренде, да и Китай себя отлично чувствует.
В России
Да, уровень продаж в России у «китайцев» вырос за год аж на 80% больше (по сравнению с периодом с января по ноябрь 2023 года). Таким образом, доля китайских автомобилей на нашем рынке поднялась с 50,1% до 58,6%. Специалисты уверенно говорят, что до миллиона суммарных продаж китайский автопром в этом году у нас не дотянет — но будет более 900 тысяч проданных за год автомобилей. Много это или мало?
Для России, очевидно, много. Как уже сказано, это почти 60% от всего рынка — который, согласно прогнозам, составит в 2024 году примерно 1,6 млн проданных автомобилей.
Конкретно из Китая к нам прибыло более 90% всех ввезённых в Россию автомобилей.
Что касается самых популярных китайских автомобилей в России, то, забегая вперёд, скажем, что у нас ситуация «средняя». В лидерах — не самые дорогие, но и не самые дешёвые модели, и совсем не те, что пользуются спросом в самом Китае, конечно.
Скажем, там первые места занимает продукция бренда BYD — модели BYD Song и BYD Qin Plus, которые у нас вообще не представлены. У нас же «рулят» Haval, Chery, Geely и Changan. На долю этих четырёх брендов в России суммарно приходится 66% от всех проданных китайских автомобилей в этом году.
В модельном топе у нас — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 PRO Max и Tiggo 4 PRO, Geely Monjaro и OMODA C5. Правда, список предложений и доступных брендов растёт — несмотря на то, что у нас как раз наблюдается падение продаж из-за ключевой ставки и подорожавших автокредитов.
Тут мы немного похожи на Европу (о чём ниже), но с ней у нас есть главное отличие — в Европе «электрички» гораздо популярней, чем у нас. Цифры тут просто несопоставимы.
У нас продажи электромобилей измеряются всего лишь сотнями в месяц, а в ноябре установлен настоящий антирекорд — продано 1023 новых электромобиля.
В Китае
Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (с учётом ноябрьской статистики), всего из Китая на экспорт было «отгружено» за неполный год около 4,52 млн экземпляров легковых автомобилей. Это по всему миру.
И это, к слову, на 21,5%, чем за тот же период прошлого года. То есть растёт всё китайское производство и, главное, китайский экспорт в этой нише (впрочем, это касается практически всех транспортных средств, производимых в Китае).
И это при том, что:
- В США и Европе активно сопротивляются китайской экспансии, вводя заградительные пошлины на те же электромобили, запчасти, комплектующие, электронику и пр.
- В самом Китае также наблюдается рост продаж автомобилей
Второе — особо интересно, потому что китайские производители делают весомую ставку и на собственный рынок. Эксперты отметили всплеск продаж под конец года, когда все дружно объявили о скидках и акциях вроде trade-in — об этом пишут как о всекитайской программе по обмену автомобилей.
То есть в ноябре продажи автомобилей в Китае подскочили на 11,7% в годовом исчислении — до 3,316 млн единиц. В октябре тоже наблюдался рост — как раз после старта мер государственной политики, направленных на стимулирование авторынка. В итоге за первые 11 месяцев 2024 года продажи автомобилей в Китае выросли на 3,7% - до 27,94 млн единиц.
Но что, кроме скидок, заставляет китайцев менять свои машины на новые, причём часто иномарки на отечественный автопром?
Кроме стремления пересесть за «экологически чистые» электромобили и «гибриды», как оказалось, китайские покупатели всё чаще обращают внимание на передовые функции безопасности, различные интеллектуальные системы и на роскошные интерьеры в своих автомобилях.
Это изменение предпочтений клиентов повлияло на типы автомобилей, производимых и продаваемых на китайском рынке. Проще говоря, китайцы в среднем перестали экономить — растущий средний класс Китая диктует и то, какие машины производить.
О США и Европе
Казалось бы, Китай является для ЕС третьим по величине рынком сбыта автомобилей после США и Великобритании (её считают отдельно). Однако, смотрите: в 2023 году из Китая в ЕС было импортировано 438 034 электромобиля, а в обратную сторону — 11 499 электромобилей.
В США по итогам 2024 года продажи автомобилей достигнут 15,9 млн единиц. Это против 27,94 млн в Китае, напомним. На электромобили (а китайские производители в США и Европе рассматриваются главным образом как поставщики электромобилей) на американском рынке пока приходится всего 20% продаж новых машин. Однако именно в США больше всего опасаются «экзистенциальной угрозы со стороны Китая».
По крайней мере, согласно высказываниям представителей отрасли — приход китайских компаний якобы должен буквально уничтожить местных производителей.
Пугает американцев, например, тот же BYD с недорогими электрическими внедорожниками, который решил построить завод в Мексике. Из Мексики можно поставлять машины напрямую в США — обходя заградительные пошлины. Американцы уверены, что именно для этого завод и строится. В Китае говорят, что не особо-то им США и нужны.
Руководство BYD прямо заявило, что не планирует начинать продажи в Соединённых Штатах. Зато точно известно, что компания инвестирует 1,3 млрд долларов в строительство завода по производству электромобилей в Индонезии, а ещё вкладывается в собственные дилерские сети в Сингапуре, в Малайзии и на Филиппинах.
Впрочем, со всеми принятыми мерами в США сейчас говорят о том, что местный автомобильный рынок не падает, а «слишком медленно растёт». Этот рост оставляет около 2% относительно прошлого года, что по факту означает падение спроса на автомобили — но преподнести можно и поаккуратней, конечно.
В то же время в Европе говорят о том, что у них «другой путь», нежели у США.
Аналогичные пошлины в ЕС ввели, но далеко не стопроцентные, как в Штатах. И вообще местные компании делают ставку на партнёрство с Китаем, да и китайским гигантам, в общем-то, путь открыт. Тот же BYD собирается открывать завод в Венгрии, заявив в начале 2024 года, что производство начнётся через 3 года. Это мы опускаем ещё и совместный бизнес Volvo, Volkswagen и пр. с китайскими компаниями.
При этом по итогам текущего года ситуация в Европе с продажей автомобилей не очень-то впечатляет. Специалисты отмечают снижение спроса, рост цен и процентных ставок на кредиты, а также отмену ряда субсидий на электромобили. Всё вместе это привело к тому, что аналитики называют стагнацией.
Проще говоря, в большинстве стран Евросоюза по итогам 2024 года результат на авторынках будет «нулевой» — всё останется так, как было.
Это, наверное, лучше, чем падение — но даже на фоне США и тем более того же Китая это всё выглядит печально.
Но китайские производители чувствуют себя здесь лучше, чем в США. Почти половина купленных европейцами за этот год новых автомобилей — это EV, даже c учётом того, что большей популярностью стали пользоваться «гибриды», а не чистые «электрички». Всё равно подавляющая их часть — из Китая.