Доносы и штрафы — основные способы борьбы с самокатчиками

28.04.2025 Автоновости

Российские кикшеринг-сервисы хотят, чтобы взрослые сами следили за использованием электрических самокатов детьми и подростками. И чтобы граждане сами ловили тех, кто нарушает запреты, введённые этими компаниями. Следить за арендными самокатами иначе, судя по всему, не получается.

Кикшеринг и штрафы

Кикшеринг-сервисы Whoosh и «МТС Юрент» ужесточили наказания за передачу управления электросамокатами несовершеннолетними. С 28 апреля штраф за данное нарушение увеличился втрое — с 10 до 30 тысяч рублей. Исключение составит Москва, где с 2024 года размер штрафа может достигать 100 тысяч рублей.

У «Яндекса» этот штраф уже составляет 100 тыс. рублей, причём во всех городах без исключения.

На прошлой неделе в Москве «Яндекс» наложил штраф в размере 100 тысяч рублей на пользователя, который использовал СИМ в компании с ребёнком. Интерено, что инцидент был зафиксирован свидетелем, который отправил запись в техподдержку «Яндекс Go».

Аккаунт нарушительницы заблокировали, все три упомянутые компании обещают блокировать аккаунт взрослого, допустившего ребенка к управлению самокатом. Но показательно то, что самостоятельно «неправомочное» использование самокатов компании никак не фиксируют — работают только вот такие «свидетельства неравнодушных очевидцев».

Тем не менее, пользоваться самокатами детям нельзя — Whoosh разрешает аренду только с 16 лет, а «МТС Юрент» и «Яндекс Go» — с 18 лет. Эти ограничения более строгие, чем в правилах дорожного движения, позволяющих управлять маломощными средствами индивидуальной мобильности (СИМ) с 14 лет.

Кикшеринг и штрафы

Как пишут «Известия», пообщавшиеся с представителями компаний, повышение штрафов стало следствием внутренней статистики, показывающей, что дети до 16 лет чаще всего становятся участниками аварий на кикшеринговых электросамокатах.

А поскольку кикшеринговые компании никак не могут повлиять на то, чтобы подростки обходили их самокаты стороной, они решили давить на родителей — причём проверенным способом, то есть рублём.

Ведь аккаунты должны быть зарегистрированы на взрослых, как и карты для оплаты аренды самокатов — в банке уж точно дети самостоятельно карты получить не смогут. Значит виноваты во всём родители или другие взрослые, которые потакают детям. А значит и дальше будут «завинчиваться гайки», то есть ужесточаться наказания за использования самокатов несовершеннолетними, а также в нетрезвом виде и т. п.

С начала сезона 2025 года сервисы «МТС Юрент», Whoosh и «Яндекс Go» выписали 26 640 штрафов и заблокировали 190 тысяч аккаунтов. Примерно треть из заблокированных получили бан за передачу управления СИМ несовершеннолетним.

В 2025—2026 годах кикшеринг, похоже, ждёт система верификации пользователей через «Госуслуги» — о таких планах говорят в компаниях. Это, конечно, подействует, если это будет верификация не аккаунта в сервисе, а конкретно проверка личности при аренде каждого самоката.

Кикшеринг и штрафы

Но вопрос — много ли взрослых готовы будут вот так подверждать свою личность, чтобы покататься на самокате? Думается, не так и много — тех, кто действительно использует их не для «покатушек», а для удобного передвижения по городу.

Правда, тогда кикшеринговым компаниям наверняка придётся сократить свой парк самокатов и начать оценивать финансовые потери. Пока же — несмотря на все ограничения — в крупных городах можно видеть как на узнаваемых разноцветных брендированных самокатах катаются в основном именно подростки, часто по двое или даже трое.

Судя по всему, им наказания ни по чём, поэтому те же самокаты запросто могут парковаться не на выделенных для этого местах, а валяться во дворах, стоять посреди тротуаров или дорожек в парках.

Убирать эти самокаты некому порой по несколько осуток — почему-то отследить, где самокат не на месте и переставить его представителям кикшеринга сложней, чем блокировать аккаунты и собирать штрафы.





По теме