Как часто в России автопроизводители (в том числе ушедшие из страны) отзывают свои машины
16.06.2025 Автоновости, Законодательство
В рамках отзывных кампаний в России за последние 5 лет было отозвано почти 1,7 млн автомобилей. Из них более 200 тысяч машин пришлось на 2025 год. При этом большинство компаний делают это добровольно.
Об этом заявил глава Росстандарта Антон Шалаев в интервью ТАСС, отметив, что большинство автопроизводителей добровольно инициируют отзывные кампании, согласовывают их с Росстандартом, а также реализуют их за свой счёт и отчитываются об устранении неисправностей.
С другими же, по словам чиновника, приходится действовать более строго. Также глава ведомства подчеркнул, что проверки производителей происходят регулярно. На данный момент идет проверка нескольких автомобильных брендов.
А как с ушедшими брендами?
Не говорится о том, какие конкретно это автопроизводиели — ушедшие из страны или нет, но можно отметить, что среди последних отзывов этого года есть и те бренда, которые официально сейчас не продают свои авто в России.
Скажем, в этом году отзывали свои авто Volkswagen Group — модели Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq, Audi Q5 (определенные партии 2022−2024 гг.), поводом стал дефект топливного насоса, который мог привести к внезапной остановке двигателя. Ткже был Hyundai Solaris и Kia Rio и риском коррозии креплений подушек безопасности, что могло повлиять на их срабатывание при аварии.
В списке отзывов можно найти также Toyota — Toyota RAV4 и Camry отзывались с потенциальной утечкой тормозной жидкости из-за неправильной сборки трубопроводов. А BMW отзывала пару моделей с ошибкой в программном обеспечении блока управления двигателем, вызывающая повышенный расход топлива.
А что говорит закон?
Тут стоит отметить, что отзывные кампании — это обязанность производителя, прописанная в законе. В число номративных актов, регулирующих отзывные кампании в РФ, входят, к примеру, технический регламент Таможенного союза, устанавливающий требования к безопасности колёсных транспортных средств.
Статья 32 обязывает производителя отозвать автомобили, если выявлен дефект, влияющий на безопасность, а статья 33 требует уведомлять Росстандарт и владельцев о необходимости ремонта.
Кроме того, федеральный закон «О защите прав потребителей» (ст. 18, 19) даёт право потребителям требовать бесплатного устранения недостатков, а Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ, ст. 14.45, 14.46) предусматривает штрафы для производителей, уклоняющихся от отзывов.
Но понятно, что даже без прямого давления регуляторов компании инициируют отзывы добровольно, чтобы избежать репутационных потерь и снизить юридические риски, ведь в случае аварии из-за дефекта производитель может быть привлечен к ответственности.
Кроме того, отзывы — это экономия на гарантийных ремонтах — проще устранить проблему на раннем этапе, чем чинить последствия.
Если у вас есть автомобиль из списка отзыва, ремонт должны сделать бесплатно, даже если гарантия уже закончилась. Проверить, попала ли ваша машина в отзыв, можно на сайте Росстандарта.