Россиянам не нужны дорогие «Нивы»

Россиянам не нужны дорогие «Нивы»

24.12.2003 Автоновости

Россиянам не нужны дорогие «Нивы»
Главная неудача СП "GM-АвтоВАЗ" - серьезное недовыполнение плана по производству внедорожников Chevrolet-Niva. Эти слова генерального директора СП Джона Милонаса, произнесенные неделю назад на встрече с тольяттинскими журналистами, подтвердила окончательная статистика года.

Повышение цен на Chevrolet-Niva обернулось проблемами со сбытом

Главная неудача СП "GM-АвтоВАЗ" - серьезное недовыполнение плана по производству внедорожников Chevrolet-Niva. Эти слова генерального директора СП Джона Милонаса, произнесенные неделю назад на встрече с тольяттинскими журналистами, подтвердила окончательная статистика года. С конвейера сошли 25 235 "американских" "Нив" против ожидавшихся 35 000. При этом с сегодняшнего дня производство внедорожников приостанавливается до 12 января следующего года. По официальной версии, остановка является плановой и объясняется необходимостью совместить рождественские (видимо, имеется ввиду западное Рождество) и новогодние праздники для персонала.

"GM-АвтоВАЗ" демонстрирует оптимизм, утверждая, что неудача не скажется на реализации стратегических планов компании. План производства Niva на следующий год остался без изменений - 60 тыс., на 2005 г. - 75 тыс. При этом, дескать, даже существенное недовыполнение нынешнего плана не подорвало в корне финансовых результатов компании: год она должна закончить с прибылью (ранее Милонас говорил о том, что в полосу прибыльности СП вошло уже через 8 месяцев работы, то есть в мае нынешнего года).

И тем не менее невыполнение плана практически на треть - факт, который может заставить серьезно призадуматься над корректировкой стратегии иностранных производителей в России. GM до сих пор была главным энтузиастом освоения российского рынка "изнутри". Неслучайно в рамках СП с "АвтоВАЗом" предусмотрен выпуск не только внедорожников (которые со следующего года будут изготавливаться еще и в экспортном варианте), но и седанов Chevrolet-Viva, а с "Автотором" подписан протокол о сборке в Калининграде джипов Hummer. До сих пор этот энтузиазм активно подкреплялся ростом потребительского спроса. Достаточно сказать, что выпуск Chevrolet-Niva с 31 марта стал осуществляться в две смены, а с августа - даже в три.

При этом еще в конце августа, выступая на пресс-конференции по итогам московского автосалона, Джон Милонас говорил, что план этого года, если ибудет пересмотрен, то разве в сторону увеличения - "по меньшей мере 35 тыс.". Под эти оптимистичные прогнозы, видимо, и закладывалась стратегия постепенного увеличения роста цен: сначала новая "Нива" в минимальной комплектации (L) стоила 8000 долл., с весны она подросла на 500 у.е., а с 1 октября она фактически подскочила больше чем на 1300 долл., так как производитель внезапно перевел цену на машину в евро.

Разумеется, повышение цен руководители СП объясняли чем угодно, только не стремлением извлечь максимум прибыли из высокого потребительского спроса (к осени заказы на Chevrolet-Niva были расписаны более чем на месяц вперед). Говорилось о том, что себестомость внедорожников увеличилась из-за улучшения их качества (в частности, с апреля на СП был введен "самый передовой в Европе" окрасочный цех, в машинах появились дополнительные "навороты"). Переход же с долларов на евро был произведен, как объяснял один из руководителей "АвтоВАЗа", из-за того, что в продукции российских поставщиков СП очень велика "евросоставляющая".

Последнее утверждение звучало особенно неубедительно, так как, во-первых, до сих пор не было известно о столь тесных связях отечественных производителей автокомпонентов с коллегами из ЕС, чтобы евросоставляющая у них была хотя бы сравнима с составляющей рублевой. Во-вторых, даже если было и так, непонятно, почему новая цена Chevrolet-Niva не опустилась в соответствии с соотношением евро-доллар. Похоже, какими бы не были оправдания "на публику", на деле был простой расчет маркетологов на то, что российский покупатель запросто "съест" новое повышение цен и принесет тем самым СП дополнительную прибыль.

Ведь очевидно (и об этом не раз говорили представители иностранных компаний, включая GM), что наибольший интерес к автопроизводству в России начинается с цены в 10 тыс. долл. за машину. В прошлом году Volkswagen официально отказался от идеи построить в РФ свой завод, так как массовая российская ценовая ниша находится ниже этой планки. GM, видимо, решил перехитрить россиян, установив сначала низкую цену на свою продукцию, а затем подняв ее практически до заветной отметки в 10 тыс. Однако эти планы, по-видимому, обернулись просчетом. Уже в конце октября представители "GM-АвтоВАЗ" на автосалоне в Петербурге вдруг заговорили о том, что план годового производства может быть снижен до 30 или даже 27 тыс. автомобилей Niva. Это был первый признак того, что спрос на подорожавшие внедорожники оказался ниже ожидаемого. В начале декабря это предположение было подтверждено инициативой СП о введении так называемой специальной "рождественской" цены на свою продукцию. Стоимость Niva в минимальной комплектации опустилась до 8140 евро, а в версии GLS - 9270 евро (вместо 9799). На прошлой неделе последовало объявление, что "рождественский подарок" продлевается до 29 февраля следующего года.

Показательно, что, сообщая об этом, Джон Милонас намекнул, во-первых, на вероятность того, что в следующем году СП уйдет от расчетов в евро в пользу рубля (осталось непонятным, почему нельзя было сразу перейти от доллара к родному "деревянному", куда девалась эта самая "евросоставялющая"). И возможно, что в январе-феврале предприятие сократит число смен с 3 до 2-х. Эти намеки позволяют провести аналогию между нынешней ситуацией на СП и положением год назад на "АвтоВАЗе". Тогда флагман отечественного автопроизводства также объявлял длинные новогодние "каникулы", сокращал число смен и их продолжительность. Поскольку на конец декабря непроданные остатки составляли порядка 60 тыс. машин (и этот остаток "рассасывался" затем еще три месяца). Заметим, что 60 тыс. - это менее 10% годовой продукции данного российского предприятия. У СП к началу нынешних "каникул" остались порядка 3,3 тыс. нераспроданных "Niva" (то есть куда больше 10% годового объема производства). Это определенно показывает, что до начала традиционного весеннего повышения спроса предприятие могут ждать серьезные проблемы со сбытом. Во всяком случае, если ценовая политика "GM-АвтоВАЗ" не станет более гибкой. Несмотря на то, что Chevrolet-Niva - автомобиль, несомненно, востребованный на российском рынке, наш покупатель не готов (ни морально, ни материально) платить за него больше определенного предела.

Алексей Виноградов

Источник: RBCdaily: Отдел экономики