Трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра

Трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра

10.04.2012 Автоновости

Первый квартал 2012 года был сложным для страхового рынка: трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра, отказы ряда страховщиков от лицензий, ожидание новых санкций от ФСФР, убытки в различных сегментах бизнеса. Какие ключевые тенденции определяют развитие рынка? На что направлены усилия страховых лоббистов? Какие перспективные направлени...

Первый квартал 2012 года был сложным для страхового рынка: трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра, отказы ряда страховщиков от лицензий, ожидание новых санкций от ФСФР, убытки в различных сегментах бизнеса. Какие ключевые тенденции определяют развитие рынка? На что направлены усилия страховых лоббистов? Какие перспективные направления будут развивать страховщики в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы порталу «Страхование сегодня» отвечает генеральный директор, Председатель Правления ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев.   Александр Валерьевич, какие проблемы страхового рынка вскрыл скандал с введением нового порядка прохождения техосмотра автотранспортных средств? Велики ли потери страховых компаний по сборам по ОСАГО за 1 квартал 2012 года из-за сложившейся ситуации? И какой выход из создавшегося положения, на Ваш взгляд, был бы правильным? «Ингосстрах» был единственной компанией на рынке, которая с самого начала заняла принципиальную позицию – такая модель техосмотра не нужна ни государству, ни гражданам, ни страховщикам. Нет ни одной страны мира, где техосмотр сегодня привязан к функциям страховщиков. Мы неоднократно заявляли, что техосмотр – это атавизм. Он появился в XX веке в цивилизованных странах, потому что качество автомобилей было недостаточно хорошим. Люди получали увечья, потому что отваливались колеса, отрывались подвески и т.д. Дальше автопром развивался, и, начиная с 60-70-х годов прошлого века, техосмотр постепенно становился частью личной ответственности автовладельца – как обращение с оружием или содержание опасной собаки. Это соответствовало общей логике развития законодательства западных стран: живущие в той или иной стране по Конституции, гражданскому кодексу, законам обязаны нести ответственность перед другими гражданами. И уже к 90-м годам прошлого века страховщики и техосмотр были разделены везде. Во всех цивилизованных странах мира техосмотром занимаются дилеры или станции технического обслуживания. По статистике ГАИ только 0,6 % ДТП в России происходят по причине технической неисправности автомобиля.  По неофициальным данным, которые не фиксируется в актах ДТП, получается чуть больше - 1,2 %. Это значение находится в пределах статистической погрешности. Для сравнения: ДТП из-за пьянства по официальной статистике составляет 25 %. Так что никакого значительного влияния на аварийность и ответственность перед потерпевшими техническое состояние автомобиля в статистическом плане не имеет. Ситуация улучшается из года в год, по мере того, как из эксплуатации уходит парк советских автомобилей. Но раз уж закон принят, мы должны были работать в новых условиях. Как выяснилось, страна оказалась не готова к запуску новой системы с 1 января. Не хочу здесь выгораживать страховое сообщество. Более того, «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию в критике РСА, который проект по ТО, к сожалению, провалил, надо говорить об этом честно. В Правительство никто не доложил, что мы не готовы. В результате возник административно-управленческий коллапс: талонов нет, ПИКов нет, мораторий закончился, граждане должны идти получать новые талоны. Привязка талона к ОСАГО с условием его действительности не менее чем 6 месяцев привела к тому, что человек, у которого есть техталон, не может купить ОСАГО. И на этот «рукотворно» созданный кризис наложился конфликт старых ПИКов с новым законодательством. Старые ПИКи, которые в большинстве своем «промилицейские», теряют бизнес. Дилеры, которых достаточно много, не очень хотят заниматься техосмотром. При установленном, но плохо рассчитанном тарифе, им это невыгодно. «Милицейские» ПИКи по-прежнему торгуют техталонами по совершенно иным ценам. Гознак вовремя не напечатал новые талоны. Со всем этим мы вошли в январь, и дальше началась непонятная ситуация. Компания «Росгосстрах» применила схему, где, к сожалению, в работе их партнера ЗАО «Техосмотр» есть нарушения не только страхового, но, на мой взгляд, и уголовного законодательства, что подтверждается многочисленными прокурорскими проверками. Этот плохой пример способствовал тому, что негативное общественное мнение по этому вопросу начало распространяться на всех страховщиков. Схема «Росгосстраха» для нас была неприемлема. В ней каждому клиенту, обратившемуся к страховщику, предлагают за деньги купить и талон ТО, и полис ОСАГО. Раньше за техосмотр отвечало ГАИ, и мы знаем, что до половины талонов просто покупалось. Но тогда коррупционерами считались ГАИшники, а теперь благодаря изобретению «Росгосстраха» такими коррупционерами становились бы страховщики. «Ингосстрах» не мог позволить причислить себя к коррупционерам, поэтому мы обратились в ФСФР и Правительство с тем, чтобы найти административные решения для выхода из этой ситуации. Возникли вопросы и к РСА, который не справился с порученным ему государством проектом в этой области. Более того, встал на защиту интересов одной компании. При этом пострадал весь рынок – и репутационно, и административно. Очевидно, что реформы в РСА назрели. Многие важные проблемы в РСА (а это, я напомню, вопросы контроля над оборотом бланков, финансовой устойчивости компаний, ПВУ и др., по которым «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию) возникли вследствие того, что система управления РСА не отражала интересы всего рынка, а, следовательно, населения и государства. Мы входим в число компаний-инициаторов нового порядка формирования Президиума РСА, целью которого является реформирование управления и расширение прав членов союза, открытое и прозрачное отражение мнений всех страховщиков, принятие более обоснованных управленческих решений для рынка. Встречи, проведенные в ФСФР и у Первого заместителя Председателя Правительства РФ  И.И. Шувалова, показали, что понимание проблемы на высшем уровне есть, а вот в Государственной Думе и в отдельных министерствах и ведомствах -  не у всех. Попытка отдельных депутатов и чиновников законсервировать действовавшую систему, на мой взгляд, является не только неправильной, но и не отражает реальных интересов государства.   Как вся эта неразбериха отразится на рынке? И будут ли страховщики платить по полисам ОСАГО? Думаю, когда будут данные за квартал, мы увидим, что реальной просадки рынка нет. Все полисы по ОСАГО в 1-м квартале выдаются в обычном порядке. Единственно правильная позиция – обеспечить в этот переходный, сложный период «рукотворного» кризиса всех граждан полисами ОСАГО. Они должны в соответствии с законом пройти техосмотр, если еще не прошли его. А дальше надо совершенствовать закон,  чтобы система работала. Страховщики по всем полисам ОСАГО должны  платить. Нет никаких сомнений, что граждане РФ будут защищены.   Мария Жилкина, Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ) http://www.insur-info.ru/interviews/790