Женщина за рулём: мифы и реальность

09.03.2019 Автоновости, Статистика

Итак, вчера был тот весенний день, в который истинные джентльмены особенно тепло благодарят своих леди за всё то доброе и светлое, что есть в их жизни. Мы же, так сказать, по горячим следам праздника постараемся разрушить некоторые мифы о женщинах, которые так любят муссировать различные сторонники «традиционных ценностей».

аварии обезьяна

Мифы эти касаются наших уважаемых автоледи. Сколько раз им приходится слушать или читать что-нибудь типа: «Женщина за рулём — как обезьяна с гранатой» или прочие нелепицы в том же духе. Так вот, дамы и господа, подобное может сказать только закоренелый невежа, который сам за рулём никогда не сидел.

Но обо всём по порядку. Первое, что мы хотим опровергнуть — то, что женщинам сложно управлять автомобилем. Против этого говорит уже тот факт, что уже в начале XX века, на заре автомобилизма, на водительских местах первых «самобеглых колясок» уже появились дамы, сменившие ради этого модные наряды на кожаные регланы и 8-угольные шофёрские фуражки с очками-«консервами».

А ведь ранние автомобили действительно были сложны в обслуживании и управлении, которое, кстати, требовало значительных физических усилий. Например, рулевой механизм — никаких усилителей в ту пору ещё не изобрели, при этом колёса тогдашних авто были огромными (до 90 см в диаметре) и тяжёлыми.

аварии автоледи Труд первых автоледи был весьма тяжёл

Кроме того, сами рулевые механизмы были далеки от совершенства. Например, в современной машине для поворота колёс «от упора до упора» нужно сделать, в среднем, 3 оборота «баранки». Тогда же руль надо было крутить дольше — 6−7 оборотов. На небольших скоростях такое можно сравнить только с хорошей тренировкой плечевого пояса в фитнесс-клубе.

Далее — тормоза. Никаких гидроприводов и вакуумных усилителей — только механика, только тросы. Причём, на многих моделях тормозные механизмы — барабанные, очень маленького размера — стояли лишь на задних колёсах. Чтобы быстро остановить такой «драндулет», требовалось очень резко и сильно жать на педаль.

аварии кп 0 У этого старого "ФИАТа" передачи переключались парой рычагов справа от водителя

Управление трансмиссией старинных авто — отдельная песня. Были, например, автомобили, у которых для включения «нейтралки» и заднего хода стоял один рычаг, а для 2−3 передач вперёд — другой. Кроме того, синхронизаторов в тогдашних коробках не было — переключались передачи очень тяжело. При этом приходилось 2 раза выжимать сцепление и делать перегазовку для выравнивания оборотов коленвала движка и валов коробки.

Наконец, сама процедура запуска мотора. Электростартеры появились в 1912 г., а более-менее массовое распространение получили только в середине 20-х годов прошлого века. До этого водителю требовалось, предварительно вручную выставив опережение зажигания и включив пусковой обогатитель, несколько раз энергично крутануть заводную рукоять, расположенную перед радиатором.

аварии старт Зевести машину "кривым стартером" - дело непростое

Делать это было непросто — далеко не на всех машинах стояли автоматические декомпрессоры, помогающие преодолеть сжатие в цилиндрах. Поэтому, если двигатель автомобиля был большого объёма (и, тем более, многоцилиндровый), то его запуск превращался в очень непростое упражнение из арсенала тяжёлой атлетики.

Ко всем этим прелестям антикварных авто добавим почти полное отсутствие комфорта. Тогда порой даже лобовых стёкол не было, а большинство машин оснащались открытыми кузовами — фаэтон, ландо, кабриолет и т. д. Никаких отопителей и кондиционеров при этом не было — до их появления пройдут ещё долгие годы.

К этому надо прибавить несовершенную рессорную подвеску в которой не было ни торсионных, ни, тем более, гидравлических амортизаторов (всё это начало появляться только в середине 20-х годов). Такая подвеска на неровных дорогах тех лет дарила первым автомобилистам просто незабываемые ощущения — не спасали даже пухлые и мягкие сиденья.

И в таких вот спартанских условиях женщины уже управляли автомобилями, причём даже участвовали в гонках. А что сейчас? Даже простенькие бюджетные малолитражки оснащены всем необходимым для комфортабельной езды, а управление стало лёгким и простым — усилители руля и тормозов, АКПП, АБС, системы стабилизации.

При этом современные автомобили оснащены разными электронными системами безопасности, а некоторые даже «умеют» самостоятельно парковаться. При этом электромобили Tesla, например, способны самостоятельно покинуть парковочное место и подъехать к владельцу по вызову со смартфона. Ну, и о какой сложности управления сейчас может идти речь?

аварии 0

Одним словом, сегодня управление автомобилем не составит никакого труда даже для самых миниатюрных и хрупких женщин. А как быть с постоянно муссируемым утверждением о том, что женщины совершают ДТП намного чаще мужчин?

Оно тоже совершенно безосновательно, что подтверждает официальная статистика ГИБДД. В течение 2018 г. в России произошло 168.099 ДТП (это на 0,8% меньше, чем годом ранее). В них погибло 18 000 человек (-4,6% к 2017 г.) и пострадало 214 000 человек (-0,2%).

Около 140 600 аварий было совершено водителями легковых автомобилей. 12.483 виновника ДТП при этом находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (+1,4%).

аварии 1

А теперь внимание: из почти 140 600 ДТП, совершённых легковыми автомобилями, по вине водителей-мужчин произошло 120 121. В них погибло 14 882 и ранено 162 033 человека. Женщины оказались виновными в 20 484 авариях, жертвами которых стал 1 271 человек, а пострадавшими — 27 557.

При этом основными причинами мужской аварийности стали нарушение скоростного режима и езда в пьяном виде (почти 97% совершивших ДТП в состоянии опьянения — мужчины). Женщины попадали в аварии, в основном, из-за ошибок при перестроении и маневрировании. При этом последствия ДТП были гораздо менее серьёзными как для них самих, так и для других участников дорожного движения.

Почему так происходит? Любой инспектор ДПС ответит на этот вопрос, не задумываясь — женщины, в основной своей массе, ездят аккуратно, объезжая каждую неровность на дороге, соблюдают ПДД, почти никогда не садятся за руль после употребления спиртного и практически не превышают скорость. Всё это очень важно для безопасного вождения.

аварии 3

Но почему тогда женщины намного чаще совершают мелкие аварии при манёврах? Ответ на этот вопрос даёт биология — дело в том, что у женщин и мужчин разный тип зрения. У женщин оно панорамное, с широким углом. У мужчин — туннельное, или, как его ещё называют, прицельное. Боковое зрение при этом у них развито намного хуже.

Это сложилось сотни тысяч лет назад. Мужчины-охотники развили способность концентрировать взгляд на одной, достаточно удалённой точке (это было необходимо, чтобы точно метнуть копьё), а женщины-собирательницы научились охватывать взглядом большое пространство в поисках грибов или ягод.

В современной жизни эта разница приводит к забавным ситуациям. Например, стоя перед длинным стеллажом супермаркета, женщина почти моментально находит нужный ей товар. Мужчина же или долго сканирует взглядом полки в поисках необходимой вещи, или прибегает к помощи сотрудников магазина.

В то же время, способность «прицеливаться» взглядом помогает мужчинам лучше, чем женщинам определять, например, поместится ли шкаф в нишу комнаты. На дороге — то же самое: «глаз-алмаз» мужчины водителя лучше прикидывает дистанцию до других машин и определяет, сможет ли его «ласточка» уместиться между ними.

Тут возникает ещё один вопрос: почему тогда мужчины гораздо чаще «бьются» из-за грубых превышений скорости, «подрезок» и так далее? На него тоже ответит биология: дело в паре гормонов — тестостероне и адреналине, точнее, разнице в уровне 1-го и способу работы 2-го между мужчинами и женщинами.

Норма тестостерона в организмах здоровых мужчин в возрасте до 50 лет — от 11 до 33 нмоль/л. У здоровых женщин до 50 лет — от 0,31 до 3,78 нмоль/л. Разница, как видим, составляет несколько порядков. Именно она во многом определяет поведение на дороге — из-за высокого уровня тестостерона мужчины более склонны к риску.

Поэтому они гораздо чаще женщин значительно превышают скорость и совершают рискованные, а порой и откровенно опасные манёвры, что зачастую приводит к тяжёлым последствиям как для них самих, так и для окружающих. Особенно к этому склонны так называемые «адреналиновые наркоманы».

Нормальная выработка адреналина в человеческом организме — до 20 мкг/сут. Она одинакова для мужчин и женщин, но работает адреналин у них по-разному. Принцип его действия можно описать так: «Бей или беги», так вот — для мужчин характерен 1-й пункт этого принципа, а для женщин — 2-й.

аварии 2

На практике это выражается так: если мужчина видит возможность того, что он попадёт в ДТП (пусть и не по своей вине), он постарается избежать его, уходя от столкновения за счёт маневрирования или нажав на акселератор, чтобы проскочить мимо возникающей опасной ситуации.

Женщина за рулём постарается уйти от столкновения по-другому. Она, скорее, затормозит, чтобы создающий аварийную ситуацию лихач умчался вперёд и не мешал ей спокойно ехать, либо вообще съедет на обочину или перестроится, пропуская неадекватно ведущий себя автомобиль. Именно поэтому тяжёлых аварий по вине женщин происходит в разы меньше.

Кстати, именно сочетание тестостерона и адреналина приводит к тому, что мужчин в авто- и мотоспорте намного больше, чем женщин — по причине врождённой склонности к риску. Не нужно говорить, что представительниц прекрасной половины человечества туда не пускают — просто такие развлечения их самих не особенно интересуют.

аварии нифонтова

Впрочем, количество спортсменок, выступающих в авто- и мотогонках различных видов, постепенно растёт. И порой они ездят так, что этому могут позавидовать многие мужчины — прогуглите, например, кто такая Анастасия Нифонтова. Ничего плохого в этом нет — просто, природа распорядилась так, что они захотели риска.

Одним словом, все «Вопли Катона» насчёт неспособности женщин управлять транспортными средствами гроша ломаного не стоят. Безопасная езда зависит исключительно от качества обучения и внимательного отношения к нему, а также от тщательного соблюдения ПДД, но никак не от половой принадлежности участников дорожного движения.