Автоэкспорт из СССР: к капиталистам сквозь «железный занавес»
29.09.2019 Автоновости, Полезное
Несмотря на дефицит автомобилей на внутреннем рынке, Советский Союз активно отправлял за границу легковушки целыми партиями. Причем не только в страны соцблока, но и к капиталистам.
ГАЗ-М20 «Победа»
Первой машиной, сумевшей преодолеть «железный занавес» стала «Победа». Но прежде чем отправить ее на продажу, советские, скажем так, маркетологи на протяжении длительного времени приучали европейцев к автомобилю. Поэтому «Победа» была завсегдатая всевозможных международных выставок. А затем она была отправлена в Британию, Бельгию и страны Скандинавского полуострова. После чего, уже из Европы, машины уходили в Америку.
«Победа» пришлась к месту. И успех на рынке побудил наладить выпуск автомобиля в Польше. Правда, преследуя коммерческие цели, автомобиль переименовали в «Варшава». Отличий от «исходника» было много. Главное заключалось в том, что поляки модернизировали рядный четырехцилиндровый двигатель по средствам верхнего расположения клапанов. Кроме этого «Варшава» продавалась не в традиционном для «Победы» кузове фастбэк, а в виде седана, универсала и пикапа.
В конце 50-х годов интерес к «Варшаве» иссяк. Автомобили развивались очень быстро и советский продукт банально устарел и перестал быть конкурентоспособным.
ГАЗ-21 «Волга»
На экспорте «Победы» Советский Союз не остановился, поэтому покорять Европу отправилась двадцать первая «Волга». Интересно вот что: автомобиль производился в двух вариантах – обычном и улучшенном. В первом случае «Волги» предназначались исключительно для внутреннего рынка, во втором – только для внешнего.
«Волга» поставлялась более чем в сорок стран, в том числе в Англию, Нидерланды, Швецию, Австрию и так далее. В общем сложности за границу уходило порядка трех тысяч машин в год.
Надо сказать, что изначально машины отправлялись на экспорт с родными моторами с повышенной степенью сжатия, но затем их вытеснили силовые агрегаты от бельгийской фирмы S.A. Scaldia–Volga. Поэтому «Волги» получили моторы: Perkins Four (1,6-литра, 48 л.с.), Rover (2,3-литра, 65 л.с.) и Peugeot-Indenor (1,9-литра, 58 л.с.).
ЗАЗ-965
Уходил за границу и легендарный «горбатый». В Европе автомобиль назывался Jalta, Eliette и ZAZ. Первоначально его хотели отправить под родным именем «Запорожец», но выяснилось, что оно слишком сложное для произношения иностранцами.
Экспортная модель сильно отличались от «исходника». Уже в базе «Запорожцы» получали зеркало заднего вида на левом крыле, добротную шумоизоляцию, приемник, пепельницу, а также пластиковый бачок омывателя (граждане СССР должны были довольствоваться резиновым).
За границу ЗАЗ попадал благодаря финской компании Konela и бельгийской фирме Scaldia. В среднем, за год «Горбатый» расходился по Европе тиражом в 4,5 тысячи экземпляров.
«Москвич»-408
В середине 60-х годов СССР стал отправлять на экспорт четыреста восьмой «Москвич». Правда, в Европе он получил сразу три названия: Carat, Elite, Scaldia. Под родным индексом продавать автомобиль было нельзя, поскольку права на все цифровые индексы с нулем по середине принадлежали Peugeot.
«Москвич» появился в продаже не только в странах соцблока. Он засветился в Голландии, Бельгии, Франции, а также в Германии. Как и в случае с остальными моделями на экспорт, «Москвич» для внешнего рынка был на порядок лучше и качественней. Но главное отличие было в моторе. Европейцы получали авто с силовым агрегатом на 55 «лошадок».
Хорошую рекламу «Москвичу» сыграло его триумфальное выступление в гонках. Поэтому за пять лет продаж (с 1964 по 1969 годы) было продано около 270 тысяч машин, что являлось очень достойным показателем. Благодаря спросу, производство машин появилось в Бельгии, Швеции и Болгарии.
ЗАЗ-966/968
Попытались понравиться капризным европейцам и следующие два поколения «Запорожцев». Ничего нового в плане названий в СССР придумывать не стали, поэтому машины на внешний рынок отправились под привычными именами Eliette и Jalta. Экспортные «Запорожцы» оснащались чехословацкими фарами, зеркалом заднего вида на левом крыле, приемником и хромированными противотуманными фарами.
Самая дорогая версия «Запорожца» получила однолитровый мотор от Renault водяным охлаждением мощностью 44 л.с.
ВАЗ «Классика»
В 70-х годах, когда было налажено производство ВАЗов, Европу для себя открыло и Волжское предприятие. Первым делом Запад отправилась покорять «копейка», а затем по проторенной дорожке двинулись ВАЗы-2102. А чуть позже уже весь модельный ряд «классики» продавался в Европе и Северной Америке.
Естественно, машины для внешнего рынка сильно отличались от предназначенных для жителей СССР. Причем на предприятии изначально старались адаптировать автомобиль под страну-импортера. Соответственно, «Жигули» для Британии комплектовались рулем с правой стороны, датчиком непристегнутых ремней безопасности и очистителями фар. Финские «семерки» получали улучшенную шумоизоляцию, литые диски, дополнительными зеркалами заднего вида, люками и спойлерами. Была еще и «прокаченная» версия ВАЗа-2107. Она оснащалась турбированным двигателем на 110 «лошадок». Этот автомобиль в Европе продавался под названием Konela Lada-2107 Turbo. При этом, почти все волжские машины получали 3-ступенчатый «автомат» General Motors 3L30, вместо привычной «механики».
УАЗ-469
Этот внедорожник вышел в свет в начале 70-х годов. Причем сначала он поставлялся исключительно в дружественные СССР страны, но позже появился и в Западной Европе. Наибольший успех УАЗиков ждал в Италии. Братья Марторелли, занимавшиеся продажами советского «продукта», провели ряд модернизаций, чтобы улучшить качество машин. Благодаря стараниям Марторелли, УАЗы получили дизели Peugeot XD2 (2,5-литра, 76 л.с.) и VM (2,4-литра, 100 л.с.). Также был и двухлитровый силовой агрегат мощностью 112 л.с.
УАЗы поставлялись на Запад даже после развала Советского Союза — вплоть до 1999 года. В общей сложности в Италию было отправлено около 6,5 тысяч машин.
Лада «Нива»
Пыталась покорить Европу и «Нива». Поставки внедорожника начались в конце 70-х годов. Руководство Волжского предприятия к этому подтолкнула золотая медаль, полученная автомобилем на выставке в Брно.
За короткий срок «Нива» разошлась по всему миру, ее отправляли более чем в сотню стран. А в Греции, Бразилии, Панаме, Чили, Канаде и ряде других государств была налажена сборка. В общей сложности, советский кроссовер разошелся тиражом, превышающим 500 тысяч.
«Самары» и «Таврия»
Уже перед самым закатом советского государства в Европу начали поставлять автомобили из семейства «Самара». И хотя для Запада машины уже являлись архаичными, низкий ценник заставлял людей обратить на них внимание. Пришлись «Самары» по душе даже английским покупателям.
Советские машины, вопреки ожиданиям, продавались неплохо. Например, в 1985 году было реализовано свыше 76 тысяч автомобилей. А в следующем году уже 157 тысяч! Но затем продажи резко пошли на спад. И в середине 90-х годов Волжский завод отказался от экспорта своих детищ.
Попыталась найти свое место под европейским солнцем и «Таврия». На Запад машины отправлялись под индексами «110216» и «110220». Уже в «базе» они оснащались задним стеклоочистителем, омывателем, магнитолой Daewoo и другими нужными приспособлениями.
После развала СССР «Таврии» еще какое-то время отправлялись на экспорт, но продажи были нулевыми. Не помогла даже низкая цена.