В стороне не остались: грузовики, полученные СССР во время войны по ленд-лизу

В стороне не остались: грузовики, полученные СССР во время войны по ленд-лизу

23.02.2020 Автоновости, Эксклюзивные авто

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в полноценных грузовиках. На призыв о помощи откликнулись британцы, американцы и канадцы. И начиная с 1941 года в СССР северными морскими путями начались поставки жизненно важной техники.

Помощь от Британии

Несмотря на традиционно натянутые отношения между Великобританией и Советским Союзом (Россией), именно эта страна первой откликнулась на призыв о помощи. В те времена у англичан было хорошо развито производство грузовиков.

Albion FT11 Albion FT11

Вскоре после начала войны в СССР через северные морские пути начались поставки полноприводного трехтонного грузовика Albion FT11. Автомобиль оснащался мотором на 90 «лошадок», гидравлическим приводом тормозов с вакуумным усилителем и блокировкой межосевого дифференциала. Поскольку немцам был известен канал поставок, они постоянно его атаковали. В итоге Советский Союз получил лишь тридцать семь FT11.

Bedford QL — еще один представитель британского автопрома. Этот бескапотный грузовик появился на свет в 1938 году, но его «звездный час» наступил зимой 1941-го, когда он стал по-настоящему массовым.

Bedford QL Bedford QL

Трехтонник получил двигатель на шесть цилиндров и 72 л.с. Вариантов исполнения кузовов было несколько, в зависимости от предполагаемого использования машины. Но наиболее популярной стала версия с высоким бортом и кузовом, изготовленного из дерева и металла. Bedford QL мог использоваться и как транспорт (в него помещалось около двух десятков солдат), и как традиционный грузовик. К тому же при необходимости «англичанин» мог быть использован в качестве тягача. Известно, что за годы войны СССР получил по ленд-лизу около 1,4 тысячи этих машин.

Ford WOT8 Ford WOT8

Не осталось в стороне и британское подразделение Ford Motor Company. Они наладили поставки в СССР своего универсального детища — Ford WOT8. Эти компактные грузовики с деревометаллическим кузовом могли транспортировать груз весом до 750 килограммов. Таких показателей удалось добиться благодаря моторам V8 на 85 «лошадок».

Ford WOT8 "Катюши" на базе Ford WOT8

В СССР «Форды» оценили по достоинству. Большая часть из грузовиков была переделана под мобильные шасси для пусковых установок залпового огня БМ-13, больше известные как «Катюша».

За годы войны СССР получил 731 грузовик. Еще сотня с небольшим Ford WOT8 была уничтожена немцами во время перемещения по морскому пути.

Звёздно-полосатая щедрость

Вслед за англичанами помощь Красной армии начали оказывать и американцы. В начале 40-х годов прошлого столетия именно Соединенные Штаты занимали лидирующие позиции в мире по производству грузовиков самых разнообразных версий.

Сначала была налажена поставка автомобилей от Ford-Marmon-Herrington. Интересно вот что: в СССР с продукцией данной компании были уже знакомы. Дело в том, что в 1938 году грузовик Ford-Marmon-Herrington LD2−4 был доставлен на Горьковский автомобильный завод для детального изучения. И именно модель LD2−4 легла в основу будущего советского бестселлера в лице ГАЗа-61.

gaz_61 ГАЗ-61

В самом конце 1941 году Marmon-Herrington отправила в Советский Союз две сотни грузовиков НН6−4. Их отличительными особенностями являлись длинная колесная база (четыре метра) и полукапотная компоновка. За 1942 год СССР получил еще пятьсот таких машин. Грузовики оснащались топовыми моторами V8 с рабочим объемом 3,9-литра и мощностью в 100 л.с., восьмиступенчатыми коробками передач, а также задними двухскатными колесами.

Основная масса НН6−4, доехавших до СССР, пошла под реактивные пусковые установки залпового огня БМ-13.

НН6-4 БМ-13 на базе Ford-Marmon-Herrington НН6-4

Затем на советскую землю пожаловал суровый и брутальный Dodge T203B. Любопытно вот что: до войны этот грузовик предназначался для доставки военной корреспонденции, а также транспортировок груза в тылу. Поэтому «Додж» базировался на коммерческом шасси ТЕ, а его двигатель выдавал лишь 75 «лошадок».

Но затем Dodge T203B изменился. Его силовой агрегат форсировали до 85 л.с., сам же грузовик получил новые ведущие мосты и шарниры, вакуумный усилитель привода тормозов, а также деревометаллический кузов.

Известно, что около тысячи «Доджей» были поставлены в СССР.

Dodge T203B Dodge T203B

Засветился в СССР и такой мало кому известный «зверь» по имени FWD SU-COE. Но это за пределами Америки о компании мало кто слышал, на самом деле FWD с самого начала двадцатого века занималась производством полноприводной военной техники для армии США. И даже название — это аббревиатура от «Four Wheel Drive», что переводится как «Четырехколесный привод». И во время войны продукция копании оказалась очень кстати. Американцы поставляли по ленд-лизу мощный пятитонный грузовик-тягач SU-COE с отличительной цельнометаллической кабиной обтекаемой формы.

Автомобили оснащались шестицилиндровыми двигателями SU-COE на 127 «лошадок», пятиступенчатой коробкой передач и тормозами с вакуумным усилителем. Известно, что Советский Союз получил девяносто таких грузовиков.

FWD SU-COE FWD SU-COE

Универсальный «канадец»

Канадский автопром — это отдельная история. Северного соседа быстро захватили Ford Motor Company и General Motors Corporation, которые понастроили в стране свои заводы. Когда началась Вторая Мировая война, предприятия подумали и решили, что выпускать несколько разных грузовиков слишком невыгодно. Поэтому все силы были брошены на производство грузовиков полукапотной компоновки, которые получили максимально сильную унификацию. В результате, эти армейские машины (несколько сотен версий) практически ничем друг от друга не отличались. Даже названия — и те решено было убрать, все транспортные средства стали называться Канадской военной моделью (Canadian Military Pattern или просто СМР).

Интересно вот что: американцы создали их по чертежам британских инженеров и ничего не меняли. Поэтому грузовики получили правостороннее расположение органов управления. Но все же, несмотря на обилие версий, наиболее массовыми стали две: F60L и С60Х.

F60L Ford F60L

F60L — это длиннобазный грузовик, производством которого занималось отделение Ford в Виндзоре. Это были машины с двухместными цельнометаллическими кабинами и разными кузовами (да-да, под одним названием канадцы опять спрятали несколько версий). Грузовики оснащались силовыми двигателями V8 с 3,9-литрами рабочего объема и мощностью на 95 л.с., четырехступенчатой «механикой», двухступенчатой «раздаткой» с функцией отключения переднего привода и вакуумным усилителем тормозов. В зависимости от версии машины могли комплектоваться цистернами, крытыми кузовами, фургонами и даже специальной ремонтно-эвакуационный техникой. В общей сложности в СССР было поставлено немногим менее шести сотен «канадцев».

С60Х С60Х

Модель С60Х являлась детищем Chevrolet, а значит принадлежала «перу» компании GMC. Машины получили шестицилиндровые силовые агрегаты на 106 «лошадок», механической коробкой передач и полным приводом. До СССР С60Х добрались в весьма малом количестве — чуть более ста штук.



По теме