Военные амфибии: плавающие автомобили союзников и их советские наследники

09.05.2020 Автоновости, Эксклюзивные авто / Ford, GMC, ГАЗ, ЗиС

Победа ковалась усилиями всех стран-союзников. СССР благодаря ленд-лизу получал из-за океана жизненно важные автомобили, которые не производил сам. Но речь идёт не только о внедорожниках. Из США шли партии военных амфибий, которых не было в нашей стране. А после победы эта плавающая техника поспособствовала развитию данного направления в Советском Союзе.

Амфибия Ford GPA

Ford GPA и GPW Ford GPW (он же - Willys MB) и Ford GPA, созданный на его базе

Во время Второй Мировой войны «Форд» поймал удачу за хвост. Проиграв конкурс на госзаказ  военных внедорожников, компания всё же смогла в этот заказа "вписаться". И начала делать копии знаменитых "Виллисов" (которые конкурс и выиграли) под собственной маркировкой Ford GPW. К слову, буква W тут означает именно Willys.

Армейский автомобиль повышенной проходимости Ford GPW принимал активное участие в сражениях, отправляясь к союзникам в Европу по программе ленд-лиза. А в начале 1942 года «Форд» начал разработку нового водоплавающего «зверя» - GPA. За основу был взят именно Ford GPW.  

Ford GPA Прототип Ford GPA во время первых тестов, 1942 год

В общей сложности было выпущено без малого 13 тысяч экземпляров амфибий, что является очень солидным показателем. Внедорожники отличались округлым корпусом, водоотражающим щитом, коробкой отбора мощности с карданом для привода трёхлопастного винта, водооткачивающим насосом, а также вертикальным барабаном, который помогал технике выбраться из воды на сушу.

Ford GPA схема Как устроен Ford GPA

Ford GPA весил 1,7 тонны, мог развивать максимальную скорость на суше до 95 км/ч, а на воде – до 8,5 км/ч. В СССР эта амфибия поступала под названием «Форд-4». Точное количество переданных автомобилей неизвестно. По советским данным - около 2,2 тысяч машин, по американским – свыше 3 тысяч.

Грузовик-амфибия GMC DUKW-353

Приблизительно в середине 1943 года из США в Красную Армию стали поступать грузовики-амфибии GMC DUKW-353. В общей сложности нашей стране было передано около 600 экземпляров. Не много, конечно, но все лучше, чем ничего. К тому же эти машины хорошо проявили себя и на советской территории, и в Европе. Они отличались надежностью, проходимостью и ремонтопригодностью. А в условиях военного времени эти три качества ценились на вес золота.

DUKW-353 на суше DUKW-353 на суше

Сам же грузовик DUKW-353 появился в начале 1942 года. На внушительной по размерам и внешнему виду амфибии ставился мотор на 94 «лошадки», централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Естественно, не обошлось без водооткачивающих насосов, барабанной лебедки, компаса, якоря, специального навигационного оборудования и электрической сирены.

DUKW-353 вмещал в себя 25 солдат или же несколько артиллерийских орудий калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Сама же амфибия весила 6,7 тонны, могла разогнаться на суше до 81 км/ч, а на воде – до 9,5 км/ч.

DUKW-353 в воде DUKW-353 в воде

Советские наследники

Когда война завершилась, много ленд-лизовских амфибий осталось в СССР (всего за годы войны их поступило порядка 21 тысячи экземпляров). Все это добро не могло просто так стоять. К ним присмотрелись советские инженеры, решившие на американском «фундаменте» создать своё.                          

Но работа началась только в 1948 году, раньше не получилось из-за отсутствия финансирования. В Научном автомоторном институте (НАМИ) была спроектирована пара легких четырехместных амфибий НАМИ-011. Модель создали на базе родного ГАЗа-67Б по образу и подобию Ford GPA.

ГАЗ-011 МАВ-67 ГАЗ-011 МАВ-67

В 1951 году сборка НАМИ-011 была перенесена на Горьковское предприятие. И модель получила новое название – ГАЗ-011 с приставкой «МАВ-67», которая означала «малый автомобиль водоплавающий». Советские инженеры и конструкторы не просто взяли и скопировали «американца», они основательно его доработали. Поэтому отечественная амфибия получила еще более обтекаемый корпус, четырехлопастный гребной винт, иные карданные шарниры (их, кстати, позаимствовали у «Победы»), новые гидроамортизаторы двухстороннего действия (они достались по «наследству» от ЗИМа), более мощную и современную систему охлаждения от «пятьдесят первого» ГАЗа, а также ряд других новшеств.

ГАЗ-011 весил около двух тонн. Он разгонялся на суше до 90 км/ч, на воде – до 9 км/ч. Модель собирали до 1953 года. За это время армия получила около сотни амфибий.

ГАЗ-011 МАВ-69 ГАЗ-011 МАВ-69

Затем началось производство более продвинутой амфибии – ГАЗ-46 (МАВ-69), которая могла похвастать грузоподъемностью в 500 килограммов. Эту модель создали на базе ГАЗа-69. Она получила пятиместный корпус, новый трехлопастный винт, новые вездеходные шины, светомаскировочные фары, а на панели приборов «поселились» тахометр и световой индикатор воды в кузове.

Эта амфибия весила 1,8 тонны, на суше могла разогнаться до 90 км/ч, на воде – до 10,6 км/ч. Военная техника производилась вплоть до 1958 года (654 экземпляра).

ДАЗ-485 ДАЗ-485

Не забыли советские инженеры и о полноценных грузовиках. Работа по превращению «американца» DUKW-353 в «гражданина» СССР началась в 1950 году. Причем шла она на новом предприятии – Днепропетровском автомобильном заводе (ДАЗ) под руководством легендарного конструктора Виталия Андреевича Грачева. И вскоре появилось два водоплавающих грузовика ДАЗ-485 с колесной формулой 6х6. Амфибии получили мотор на 110 «лошадок», пятитонную лебедку, расположенную за кабиной, и задний откидной борт со съёмными трапами.

Машины испытывали сначала на Днепре, затем отправили в Крым и на Кубань. А в мае 1953-го производство было перенесено на Завод имени Сталина (ЗИС). ДАЗ-485 весил более семи тонн, развивал на суше скорость до 60 км/ч, а на воде - до 10 км/ч. За годы производства было выпущено около двухсот экземпляров.



По теме