Военные амфибии: плавающие автомобили союзников и их советские наследники
09.05.2020 Автоновости, Эксклюзивные авто / Ford, GMC, ГАЗ, ЗиС
Победа ковалась усилиями всех стран-союзников. СССР благодаря ленд-лизу получал из-за океана жизненно важные автомобили, которые не производил сам. Но речь идёт не только о внедорожниках. Из США шли партии военных амфибий, которых не было в нашей стране. А после победы эта плавающая техника поспособствовала развитию данного направления в Советском Союзе.
Амфибия Ford GPA
Ford GPW (он же - Willys MB) и Ford GPA, созданный на его базе
Во время Второй Мировой войны «Форд» поймал удачу за хвост. Проиграв конкурс на госзаказ военных внедорожников, компания всё же смогла в этот заказа "вписаться". И начала делать копии знаменитых "Виллисов" (которые конкурс и выиграли) под собственной маркировкой Ford GPW. К слову, буква W тут означает именно Willys.
Армейский автомобиль повышенной проходимости Ford GPW принимал активное участие в сражениях, отправляясь к союзникам в Европу по программе ленд-лиза. А в начале 1942 года «Форд» начал разработку нового водоплавающего «зверя» - GPA. За основу был взят именно Ford GPW.
Прототип Ford GPA во время первых тестов, 1942 год
В общей сложности было выпущено без малого 13 тысяч экземпляров амфибий, что является очень солидным показателем. Внедорожники отличались округлым корпусом, водоотражающим щитом, коробкой отбора мощности с карданом для привода трёхлопастного винта, водооткачивающим насосом, а также вертикальным барабаном, который помогал технике выбраться из воды на сушу.
Ford GPA весил 1,7 тонны, мог развивать максимальную скорость на суше до 95 км/ч, а на воде – до 8,5 км/ч. В СССР эта амфибия поступала под названием «Форд-4». Точное количество переданных автомобилей неизвестно. По советским данным - около 2,2 тысяч машин, по американским – свыше 3 тысяч.
Грузовик-амфибия GMC DUKW-353
Приблизительно в середине 1943 года из США в Красную Армию стали поступать грузовики-амфибии GMC DUKW-353. В общей сложности нашей стране было передано около 600 экземпляров. Не много, конечно, но все лучше, чем ничего. К тому же эти машины хорошо проявили себя и на советской территории, и в Европе. Они отличались надежностью, проходимостью и ремонтопригодностью. А в условиях военного времени эти три качества ценились на вес золота.
Сам же грузовик DUKW-353 появился в начале 1942 года. На внушительной по размерам и внешнему виду амфибии ставился мотор на 94 «лошадки», централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Естественно, не обошлось без водооткачивающих насосов, барабанной лебедки, компаса, якоря, специального навигационного оборудования и электрической сирены.
DUKW-353 вмещал в себя 25 солдат или же несколько артиллерийских орудий калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Сама же амфибия весила 6,7 тонны, могла разогнаться на суше до 81 км/ч, а на воде – до 9,5 км/ч.
Советские наследники
Когда война завершилась, много ленд-лизовских амфибий осталось в СССР (всего за годы войны их поступило порядка 21 тысячи экземпляров). Все это добро не могло просто так стоять. К ним присмотрелись советские инженеры, решившие на американском «фундаменте» создать своё.
Но работа началась только в 1948 году, раньше не получилось из-за отсутствия финансирования. В Научном автомоторном институте (НАМИ) была спроектирована пара легких четырехместных амфибий НАМИ-011. Модель создали на базе родного ГАЗа-67Б по образу и подобию Ford GPA.
В 1951 году сборка НАМИ-011 была перенесена на Горьковское предприятие. И модель получила новое название – ГАЗ-011 с приставкой «МАВ-67», которая означала «малый автомобиль водоплавающий». Советские инженеры и конструкторы не просто взяли и скопировали «американца», они основательно его доработали. Поэтому отечественная амфибия получила еще более обтекаемый корпус, четырехлопастный гребной винт, иные карданные шарниры (их, кстати, позаимствовали у «Победы»), новые гидроамортизаторы двухстороннего действия (они достались по «наследству» от ЗИМа), более мощную и современную систему охлаждения от «пятьдесят первого» ГАЗа, а также ряд других новшеств.
ГАЗ-011 весил около двух тонн. Он разгонялся на суше до 90 км/ч, на воде – до 9 км/ч. Модель собирали до 1953 года. За это время армия получила около сотни амфибий.
Затем началось производство более продвинутой амфибии – ГАЗ-46 (МАВ-69), которая могла похвастать грузоподъемностью в 500 килограммов. Эту модель создали на базе ГАЗа-69. Она получила пятиместный корпус, новый трехлопастный винт, новые вездеходные шины, светомаскировочные фары, а на панели приборов «поселились» тахометр и световой индикатор воды в кузове.
Эта амфибия весила 1,8 тонны, на суше могла разогнаться до 90 км/ч, на воде – до 10,6 км/ч. Военная техника производилась вплоть до 1958 года (654 экземпляра).
Не забыли советские инженеры и о полноценных грузовиках. Работа по превращению «американца» DUKW-353 в «гражданина» СССР началась в 1950 году. Причем шла она на новом предприятии – Днепропетровском автомобильном заводе (ДАЗ) под руководством легендарного конструктора Виталия Андреевича Грачева. И вскоре появилось два водоплавающих грузовика ДАЗ-485 с колесной формулой 6х6. Амфибии получили мотор на 110 «лошадок», пятитонную лебедку, расположенную за кабиной, и задний откидной борт со съёмными трапами.
Машины испытывали сначала на Днепре, затем отправили в Крым и на Кубань. А в мае 1953-го производство было перенесено на Завод имени Сталина (ЗИС). ДАЗ-485 весил более семи тонн, развивал на суше скорость до 60 км/ч, а на воде - до 10 км/ч. За годы производства было выпущено около двухсот экземпляров.