Пока «АвтоВАЗ» был отечественным: топ-5 самых необычных автомобилей из Тольятти
14.02.2021 Автоновости, Эксклюзивные авто, Электро / Lada (ВАЗ)
История «АвтоВАЗа» включает много интересных страниц, поэтому и к текущим переменам в компании все относятся по-разному — кто-то считает это ещё одной удачной страницей и шагом вперёд, а кто-то чуть ли не печальным концом отечественного автопрома. Хотя «АвтоВАЗ» и сам в своё время выпускал много необычных моделей.
Речь о так называемой «Ренолюции» (Renaulution), подразумевающей объединение российской Lada и румынской Dacia в одно бизнес-подразделение в рамках группы компаний Renault. Все новые модели будут собираться на базе платформы CMF-B, а это значит, что ничего своего у представителя отечественного автопрома не останется.
Редакция сайта «Тарантас Ньюс» решила вспомнить самые нетипичные «ВАЗовские» модели, которые, впрочем, уже давно ушли в историю, как уйдут и последние собственные разработки тольяттинцев.
ВАЗ-2801 (ВАЗ-2102Э)
Ещё в 70-х годах 20-го века специалисты из Тольятти работали над созданием полноценного электрокара. Базовой моделью стал универсал ВАЗ-2102, у которого убрали задние двери, заменив их на гофрированные заглушки. На месте правой задней двери появился люк для доступа к электрической батарее — вес которой, кстати, составлял почти четыре сотни килограмм. Размер её тоже был немаленький, так что салон также потерял в объёме.
Было сделано несколько десятков прототипов, причём сначала автомобиль получил электромотор мощностью всего 16 л.с., а потом уже 35 л.с. (12 кВт и 25 кВт соответственно). Запас хода на одной зарядке в итоге составлял от 110 до 130 км, а мотор позволял развивать скорость почти до 90 км/ч. Первая «рабочая» партия в 47 экземпляров была выпущена в начале 80-х годов. Использовать машины можно было разве что на закрытых территориях, что и происходило — например, на территории самого автозавода на паре таких машин развозили горячее питание для рабочих.
ВАЗ-2108 Тарга
Первый опытный образец данной модели появился в 1988 году, а главным экспериментом тут был кузов со съёмными верхними панелями. Получался практически кабриолет, но отличие было в том, что при съёме панелей оставалась поперечная балка. Она обеспечивала не только необычный дизайн, но и дополнительную жёсткость кузову. Модель была вполне перспективной и даже прорывной, но ей не повезло со временем разработки — работу свернули из-за ситуации, сложившейся в СССР.
Что удивительно, ВАЗ-2108 Тарга даже не дожил до музейных стен, хотя мог бы украсить коллекцию разработок «АвтоВАЗа». Сообщается, что в итоге был выпущен единственный опытный образец плюс один дополнительный кузов. Но этот кузов был уничтожен в 1992 году, а опытный образец утилизировали в 2008 году. Получается, что судить о проекте мы можем только по фотографиям.
ВАЗ-21106
Эта модель — пример сотрудничества тольяттинцев с зарубежными коллегами, поскольку по сути представляет собой популярную «десятку» с мощным двигателем от Opel. Это был 150-сильный 2,0-литровый мотор, работавший в паре с «опелевской» же 5-ступенчатой «механикой». Существовала ещё 136-сильная версия, но её посчитали менее удачной. Кроме того, автомобиль получил переработанную подвеску и аэродинамический обвес.
Формально задачей такого апгрейда было дотянуть модель до требований к гоночным автомобилям и соответствия международным регламентам. К слову, автомобиль в итоге поучаствовал в различных соревнованиях и даже получил прозвище «Желтая акула». Всего под маркировкой ВАЗ-211061 было выпущено около 300 седанов и 18 экземпляров двухдверного купе.
ВАЗ-2112−90 «Тарзан-2»
По сути это была попытка создать новую «Ниву», объединив все плюсы существующей модели и осовременив её кузов. В итоге получился эдакий гибрид ВАЗ-2109 и ВАЗ-2121 — рамная «девятка» с высоким клиренсом и прочим антуражем внедорожника. Первая версия «Тарзана» вышла тиражом около 5 тысяч экземпляров, а в 1999 году тольяттинцы выпустили ВАЗ-2112−90 «Тарзан-2» в кузовах универсал и хэтчбек.
К слову, трансмиссия и задняя подвеска были заимствованы у «Нивы», модель получила задние дисковые тормоза и 15-дюймовые колёсные диски. В салоне обращала на себя внимание центральный тоннель — обшивка от ВАЗ-21213 и три рычага: КПП и два рычага управления раздаточной коробкой.
Lada Revolution
Настоящий болид Lada — уже более поздний проект, он был впервые представлен летом 2003 года под названием Lada Revolution. Осенью того же года спорткар показали на автосалоне во Франкфурте. Наверняка все интересующиеся автомобильной тематикой видели фото этой модели, выглядящей немного «игрушечно». Она собиралась на производственной площадке компании «Торгмаш» и всего было выпущено несколько десятков экземпляров.
Базовая версия Sport получила 15-клапанный «атмосферник» объёмом 1,6 литра с распределенным впрыском топлива мощностью 165 л.с. и 160 Нм крутящего момента. Версия SuperSport получила тот же двигатель, но с мощностью, увеличенной до 215 л.с. и 170 Нм крутящего момента. Максимальная скорость в этом случае достигала 260 км/ч, а до первой «сотки» разгонялась всего за 6,5 секунд.