ГИБДД скоро «закрутит гайки»
28.05.2022 Автоновости, Законодательство / Москва
В нынешнем году в законную силу вступит новый регламент работы МВД, который, разумеется, коснётся и подведомственной ему ГИБДД. Новый документ, мягко говоря, не порадует российских водителей.
В нём содержится ряд пунктов, написанных в излюбленном для России стиле «тащить и не пущать». Например, сотрудники ГИБДД получат полномочия лишать водителей их автомобилей. Прикрывается всё это, казалось бы, благими намерениями — повысить безопасность на том, что в нашей стране считается дорогами.
В новом регламенте, в частности, указано, что инспекторы ДПС получат право останавливать автомобили для проверки их технического состояния. При обнаружении неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, эксплуатация автомобиля будет запрещена до проведения необходимого ремонта.
Запрет на эксплуатацию машины будет наложен при выявлении неисправностей тормозной системы или рулевого механизма, а также при обнаружении незарегистрированного тюнинга. На месте осмотра будет составлен протокол, а от водителя потребуют устранения всех неисправностей.
При этом немедленно поехать в автосервис для устранения неполадок или снятия багажника с крыши водитель не сможет — патрулём ДПС будет вызван эвакуатор, который отвезёт его машину на штрафстоянку. Разумеется, всё это автомобилист оплатит из своего кармана.
При обнаружении более мелких неисправностей, например, перегоревшей фары или мешающей обзору трещины на лобовом стекле, водителю дадут несколько дней на их устранение. Если же он проигнорирует требования сотрудников ДПС и попадётся с той же неисправностью повторно, то регистрация его транспортного средства может быть аннулирована.
Как сотрудники ГИБДД будут проводить осмотр транспортных средств с целью выявления неисправностей (и последующего за их обнаружением пополнения госбюджета за счёт средств водителей)? Очень просто — прямо на месте остановки машины или мотоцикла.
Способ обнаружения неполадок также предельно прост — так называемым «органолептическим методом», проще говоря — визуальным осмотром, ну и руками тоже можно потрогать.
Видимо, в МВД считают, что сотрудники ДПС — своего рода киборги, острота зрения которых сопоставима с орлиной, руки имеют сверхчувствительность, а в мозгу есть процессор с таким же ПО, как у диагностических планшетов в автосервисах.
Разумеется, сотрудников ГИБДД планируется снабдить и профессиональным оборудованием, с помощью которого можно найти серьёзные поломки. Но где его взять? Поставки зарубежной техники такого рода вряд ли возможны из-за санкций (разве что, отчасти поможет «серый» импорт), а производить подобную аппаратуру, отличающуюся высокой точностью, отсталая российская промышленность просто не в состоянии.
Напомним, что нечто подобное уже внедрили несколько лет назад в Татарстане. Тамошние сотрудники ГИБДД, отличающиеся, мягко говоря, предвзятым отношением к мотоциклистам, начали массово выявлять в их «железных конях» — внимание, сейчас будет очень смешно — неисправность рулевой рейки (!). Естественно, пресловутым «органолептическим методом».
Ни к чему хорошему это, разумеется, не привело — летом 2016 г. стремление казанских сотрудников ДПС побольше упиваться своей властью привело к массовому скандалу с участием возмущённых несправедливостью мотоциклистов и полиции. Он, в свою очередь, закончился потасовкой, в которой один из байкеров получил серьёзную травму колена.
Сейчас же нововведения вполне могут привести к тому, что случаи изъятия неисправных транспортных средств у российских водителей пойдут как по конвейеру. Запчасти-то нынче в дефиците, а те, что есть, стоят как чугунный мост.
Кроме того, неизбежно возрастёт и количество недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые пожелают «нагреть карманы» на проштрафившихся водителях. Соответственно, участится и связанное с новшеством злоупотребление служебным положением.
Основание для такого рода утверждения вполне веское: в рейтинге «Индекс восприятия коррупции» за 2021 г., составленном международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International (разумеется, в РФ она признана иностранным агентом), Россия заняла 136 место из 180 имеющихся (к слову, в 2020 г. она занимала 130 место). Его она разделила с Анголой, Либерией и Мали.
Есть в готовящемся регламенте и ещё один любопытный пункт: инспекторы ГИБДД получат право просить водителей и пассажиров выходить из автомобиля для осуществления различных процессуальных действий — например, при проверке состояния машины, для личного досмотра, а также при задержании машины или лишения права на управление ей.
Сейчас автоинспектор, остановивший машину, может только предложить водителю выйти из неё (например, для того же досмотра). Но совсем скоро это станет обязательным требованием, отказ от выполнения которого грозит серьёзными неприятностями.
Они будут регламентированы поправками, которые внесут в ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Согласно им, отказ водителя подчиниться требованию инспектора ДПС выйти из машины повлечёт за собой следующую административную ответственность — штраф на сумму от 2 000 до 4 000 руб. или даже задержание и арест на срок до 15 суток. Могут также «припаять» от 40 до 120 часов обязательных работ.
Одним словом, жизнь российских автомобилистов, и без того далёкая от идеальной, в нынешнем году будет напоминать ситуации из произведений гениального русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Взять, хотя бы, его гениальную «Историю одного города» — написана она в 1869 г., но до чего же многие моменты из её сюжета похожи на современные реалии…