Честно о причинах роста популярности электромобилей в мире
14.11.2024 Автоновости, Электро
Если почитать статьи западной прессы на тему «почему электромобили становятся всё более популярными», то придётся каждый раз испытывать дежа вю. Потому что ничего нового там не пишут с момента, когда первые электромобили начали продвигаться на современном автомобильном рынке. Хотя основной причиной можно назвать само решение о том, что людей по всему миру необходимо пересадить на «электрички».
Но начнём с горячей новости: британский бренд Jaguar с ноября 2024 года закрыл продажи автомобилей с ДВС в самой Великобритании. Дилеров марки попросили сфокусироваться на обслуживании уже существующих клиентов, поскольку продавать пока будет нечего.
Как ни смешно это звучит, но новых электрических Jaguar не существует, а старые они перестали выпускать. Но на сайте компании есть список «главных преимуществ» перехода автовладельцев на электромобили. Тот самый, который везде — вот он:
- низкая стоимость владения
- экологичность
- удобство зарядки (дома ночью)
- бесшумность мотора
- обеспечение мгновенного ускорения без задержек
- долгое пользование аккумулятором
Про «дома ночью», кстати, не прикол. Это считается плюсом, поскольку основные покупатели автомобилей — это, с точки зрения маркетинга, не люди, а домохозяйства. Имеются ввиду именно дома с гаражом или выделенным для автомобиля местом во дворе, где реально удобно воткнуть на ночь шнур в розетку, а утром с полной зарядкой везти детей в школу, ехать в офис на работу
Конечно, есть и «общественные» зарядные станции, но как использовать это в маркетинге, вдруг там, где живёт покупатель, этих станций в доступе нет?
Так или иначе, низкая стоимость владения в первую очередь связана именно с низкой стоимостью электричества по сравнению с бензином или дизелем, поэтому подчёркивается именно этот аспект. В конце концов, обычную бытовую розетку найти можно точно.
Во-вторую очередь низкую стоимость владения электромобилем связывают с более низкой стоимостью ремонта, поскольку устройство электромобиля довольно простое.
Ну правда, электромобиль — не прорыв в технологиях, первую тележку с электромотором придумали в 1828 году, а через несколько лет уже появился первый электромобиль. А в 1897 году — то есть в конце 19-го века! — в Лондоне появилась первая служба электрических такси.
При соблюдения ряда условий «электричка» вполне выгодна. Например, если:
- не надо ездить на далёкие расстояния
- не надо перевозить тяжелые грузы
- более-менее хорошие дороги
- есть стабильно подаваемое электричество, желательно, не слишком дорогое
- есть определённые преференции для владельцев электромобиля
Последнее тоже важно, ведь многие решили купить «электрички», чтобы использовать довольно внушительные скидки от государства, поблажки по налогам и пр. льготы. Что позволяет сказать, что причиной популярности электромобилей во многих странах стало вмешательство государства.
Надо понимать, что все эти льготы давались не только частным покупателям, но и тем же предприятиям с собственным автопарком, службам такси и пр. А бизнес умеет пользоваться возможностью сэкономить — в итоге спрос на «электрички» всё это время показывал рост.
На все эти льготы, кстати, государства тратят бюджетные деньги, которые потом возвращаются в казну в виде налогов от автопроизводителей, дилеров, выросших платежей за электричество… Да, кстати, поставщики электричества тоже вписались в этот промоушен — с их стороны тоже было немало «специальных предложений» для владельцев электрокаров.
Забавно было прочитать «весомый довод» в пользу перехода на электромобили в одном американском СМИ. Довод был назван «Энергетическая безопасность страны». Там отмечалось, что на транспортный сектор в стране приходится около 70% всего потребления нефти и 30% от общих потребностей в энергии.
«Безопасность» заключается в том, что для производства бензина нужна нефть, а для получения электроэнергии используется больше разных способов — от АЭС и ГЭС до ветряных мельниц. Нефти может и не быть, а уж ветер будет дуть всегда — логика примерно такая.
Хотя если без сарказма, то логика более чем здравая. Поэтому добропорядочные американцы в том числе и по этой причине ставят в гараж свои старые машины и пересаживаются на новые электрокары. Заодно идёт рост авторынка, что влияет на рост экономики в стране
Правда, на фоне такого позитива многие предупреждали, что цены на электромобили в итоге сравняются с тем, сколько стоили традиционные авто. Что и случилось. Так что сейчас производители пытаются брать не ценой и скидками, а «наворотами» в виде разнообразных «помощников», продвинутого ПО, крутых мультимедиа-систем и, конечно, крутого дизайна экстерьера и интерьера.
Некоторые считают, что теперь покупатели переплачивают не за бензин, а за все эти «навороты», и даже стоимость обслуживания выросла за счёт того, что так или иначе всё это требует ухода и ремонта. Да и стоимость электричества понемногу растёт…
Что интересно, мало кто уже говорит об экологии и переживаниях за сохранность планеты, хотя на старте кампании по популяризации «электричек» давили именно на эту тему. Где-то, как мы знаем, заставляют «сокращать» коров, которые портят воздух, так что уже вполне уместным мог стать слоган «Купи электромобиль — спаси корову!»
Это шутка, конечно, но серьёзно относятся к этому доводу сейчас, мягко говоря, далеко не все обладатели электромобилей. Давно уже понятно, что тут слишком много вводных. Те же западные издания признают, что выбросы электромобиля за жизненный цикл разнятся — и часто, например, зависят от региона, в котором живёт владелец такого транспортного средства.
Если говорить проще, то там, где для производства электроэнергии используются относительно малозагрязняющие источники энергии, история одна. Ну, а там, где всё завязано хотя бы на те же ТЭЦ — никаких особых преимуществ, загрязнений даже может быть больше.
Поэтому в общем этот довод про экологичность электромобилей не работает в масштабе даже одной небольшой страны, не говоря уже обо всём мире.
Ну и последний плюс — возможность долго использовать аккумулятор. Производители говорят о том, что современные батареи могут прослужить до 15 лет в умеренном климате, а скоро смогут и больше — технологии не стоят на месте.
Но покупатели первых «электричек» уже столкнулись с тем, что их аккумуляторы пришли в негодность. Так что встал вопрос не только покупки новых аккумуляторов (а это новая заметная трата для владельца «электрички»), но и утилизации этих гигантских батареек.
Пока большая их часть просто лежит на свалках, хотя что-то и перерабатывается. Но тут надо понимать главное — стоимость утилизации аккумуляторов, а также стоимость всех этих научных изысканий так или иначе закладывается в конечную цену товара, что не делает дешевле ни сами аккумуляторы, ни электромобили.
Резюме: вся эта популярность электромобилей в итоге поддерживает сама себя — там, где «снежный ком» уже успел образоваться.
Глядя на статистику, производители делают вывод о высоком спросе, закрывают производство традиционных авто с ДВС, как упомянутый в начале статьи Jaguar, или же, как минимум, сворачивают их продажи на определённых рынках.
Что сейчас важней, искусственные преференции или реальные плюсы — непонятно. Ясно только, что у конечных покупателей в ряде стран просто не остаётся выбора. Так что, наверное, сейчас можно говорить не о противостоянии электромобилей и ДВС, а о противостоянии рынков разных стран.