Автомобиль не роскошь, а средство загрязнения

Автомобиль не роскошь, а средство загрязнения

21.11.2003 Автоновости

Автомобиль не роскошь, а средство загрязнения
За превышение экологических норм будут наказывать суровее, чем за превышение скорости. Сегодня автомобильный парк России насчитывает более 27 миллионов машин, и ежегодно на наших дорогах прибавляется примерно миллион авто. Эксперты утверждают, что в ближайшее десятилетие будет продолжаться интенсивный рост автопарка.

За превышение экологических норм будут наказывать суровее, чем за превышение скорости

Сегодня автомобильный парк России насчитывает более 27 миллионов машин, и ежегодно на наших дорогах прибавляется примерно миллион авто. Эксперты утверждают, что в ближайшее десятилетие будет продолжаться интенсивный рост автопарка.

Нет вопроса - хорошо это или плохо. Это данность. Вопрос в другом: как бороться с гадостью, вылетающей из выхлопных труб? Известно, что автомобильный транспорт дает почти половину всех выбросов в атмосферу, а в крупных городах - до 90 процентов. Экологический ущерб от автомобилей оценивается в 4-5 млрд. долларов в год и, по прогнозам, к 2010 году увеличится на треть.

Что же мы делаем для решения проблемы? Реально - почти ничего. Например, Россия присоединилась к европейскому соглашению, согласно которому сегодня у нас должны выпускаться автомобили, соответствующие экологическому стандарту Евро-3. Однако, по словам замминистра транспорта Александра Колика, "даже формально в Российской Федерации все еще действуют нормы Евро-1, а фактически большая часть продукции автозаводов выпускается по нормам Евро-0".

В принципе отечественные заводы способны делать гораздо более качественную технику, и, например, ВАЗ имеет модели, сертифицированные по нормам Евро-3. Но выпускать их на рынок невыгодно: высокие стандарты не обязательны для всех производителей, и в выигрыше оказываются те, кто производит более дешевую "грязную" технику.

В то же время с 2001 года остается невостребованной федеральная программа по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, подготовленная Минтрансом. Минэкономразвития отказывает в ее финансировании, ссылаясь на дефицит бюджета. Сейчас по предложению Минтранса правительственная комиссия по транспортной политике предложила включить "Автотранспортную экологию" в качестве подпрограммы в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России".

Как считают в Минтрансе, решение проблемы должно быть комплексным. Повышение технического уровня автомобильного парка должно идти параллельно с улучшением качества топлива и масел, развитием дорожной сети и услуг техобслуживания, оптимальной организацией дорожного движения, организацией экологического контроля машин.

Какие принципиальные перемены грозят производителям и автовладельцам, если Правительство поддержит программу? Как сообщил Александр Колик, предлагается ввести "предельно жесткий" контроль за экологическим состоянием автомобилей и столь же жесткие санкции к нарушителям. Второе: должна появиться система реальных экономических стимулов для перехода на более чистую технику и топливо. В частности, экологическая классификация автомобилей, которая будет напрямую связана с размерами налогов и таможенных тарифов.

Власти крупнейших городов должны получить право для проведения собственной транспортной политики. Таков мировой опыт: система нормативов, ограничений и других регламентов индивидуальна для каждого мегаполиса. "Нужно покончить с ситуацией, когда город задыхается от смога, а городские власти чуть ли не в Конституционном суде доказывают правомерность мер, ограничивающих движение автотранспорта", - считает замминистра.

По предварительным оценкам, цена программы "Автотранспортная экология" - около 550 млн. рублей на пять лет, с 2005-го по 2010 г.

Татьяна Смольякова

Источник: "Российская газета" (Федеральный выпуск)






Подписаться на UsedCars.ru в Google News
Подписаться на UsedCars.ru в Яндекс.Новости